О хлебе насущном
Сам Господь под словом хлеб насущный на этот раз разумел обычный хлеб, питание. И называл насущным, потому что он нужен нам, чтобы существовать только. Да и то днесь,
на нынешний лишь день. Обратим на это внимание. Люди почти всегда
стремятся к увеличению своего имущества, и прежде всего — питания...
Апостолы — и те спрашивали при жизни Господа: «Вот мы оставили все и
пошла за тобой: что же нам за это будет?»... Когда Господь сказал про
богатых: трудно им входить в Царство Небесное, Петр спросил: если так,
то кто же может спастись? Зачем об этом спрашивает? Ведь сам он был
бедняк, рыбак, рабочий! Ведь Господь не сказал: трудно бедному
спасаться! А они и то малое, что имели,— лодку и сети — все оставили.
Зачем же они вопрошают: кто же может спастись?.. На все эти вопросы
можно ответить так: все люди хотят лучшего, большего, и вот это хотение
большего и нужно считать сребролюбием, стремлением к богатству. А у кого
его нет? Разве большинство бедняков, рабочих, рыбаков — не хотят в душе
своей большего? Не желали ли быть богатыми? Мало таких. Едва ли один на
тысячу найдется такой. Да и то сомнительно. Вот это знал и Петр. И
потому он и задал такой странный для рыбака вопрос: кто же может
спастись?
Значит, суть дела — не в самом
богатстве и вообще не в изобилии, а в желании его: не в деньгах, а в
сребролюбии, в скупости. Но изобилие — очень искусительно. Поэтому
Господь и предупреждает против этого искушения. И в самом деле: сколько
зла на земле из-за имущества? Сколько ссор, войн даже? И сколько
беспокойства почти у всех? Весь мир, можно сказать, живет этими заботами
и муками. Все ищут исхода, а он так прост! Нужно перестать бы
стремиться к большему! Нужно бы довольствоваться малым. Нужно заботиться
лишь о насущном, чтобы только просуществовать. И тогда как бы
упростилась вся жизнь! Но кто этого захочет? Кто послушается?..
Митр. Вениамин (Федченков).
Молитва Господня. М., 2008 |