Хлеб наш насущный даждь нам днесь
Господь
учил Своих учеников молитве Своим собственным примером. Все главные
события Его земной жизни предварялись молитвой. И словом Своим наставлял
Господь учеников тому, как следует молиться: бдите, да не внидете в напасть (ср.: Мф. 26, 41), то есть трезвитесь и молитесь. Учил, как нужно молиться,— не напоказ, тайно; когда молитесь, не говорите лишнего, ибо знает Отец ваш Небесный, в чем вы имеете нужду
(ср.: Мф. 6, 7–8). Притчей о мытаре и фарисее учил смирению и покаянию в
молитве. Призывал верить в то, что получат просимое: и земной отец не
подаст скорпиона вместо яйца и камень вместо хлеба и т. д. Но однажды случилось,
что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его
сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников
своих (Лк. 11, 1). В ответ на эту просьбу Господь дал Своим
ученикам молитву, которую мы называем по ее первым словам «Отче наш», а
богословы — Молитвой Господней. В молитве всего семь прошений, но в них — точный и ясный алгоритм жизни по Богу. Первые три прошения — о небесном. Отче наш, Иже еси на небесех
— обращаемся к Богу не как к грозному повелителю Неба и земли, а как к
любящему и благоутробному Отцу Небесному, пребывающему в Своем вечном,
надмирном Царстве Небесном, но ни одно малое мгновение не оставляющему
Своим Промышлением сотворенный Им мир. Да святится имя Твое
— пусть имя Твое святое и великое всегда будет свято и в наших душах,
пусть всегда и во всем первое наше помышление будет о Тебе, чтобы своими
добрыми делами мы прославляли имя Твое пред человеками. Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли
— пусть и в нашей жизни, в мире сотворенном твоей любовью, все
совершается по воле Твоей, а не по нашему произволению. Если в душах
наших эти слова будут не просто затверженным уроком, а тем краеугольным
камнем, на котором мы строим здание своей жизни, тогда и четвертое
прошение — о хлебе насущном — определит наше отношение к благам земным.
Малахова Н. |