Нас ради человек
и нашего ради спасения
…Я вижу плотника и
ясли, Младенца и пелены, рождение от
Девы, лишенное всего необходимого, всё
в бедности, всё в нищете. Видишь ли ты
богатство в этой великой нищете? Как
Он, богатый, стал бедным ради нас? Как
Он не имел ни ложа, ни постели, но был
положен в голых яслях? О бедность,
служащая источником богатства! О
безмерное богатство, имеющее вид
бедности! Он лежит в яслях и потрясает
вселенную; повивается пеленами и
расторгает узы греха; еще не произнес
членораздельного звука, и научил волхвов,
и указал им путь к возвращению.
Вот Младенец повивается
пеленами и полагается в яслях; предстоит
Мария, Дева и Матерь; предстоял и Иосиф,
называемый отцом Его. Он называется
мужем, а Она называется его женою;
названия согласны с законом, но не
означают их сочетания. Разумей здесь
только названия, а не дело. Он был только
женихом Ее, а Дух Святой осенил Ее.
Поэтому Иосиф в недоумении не знал, что
сказать о Младенце. Приписать Его
прелюбодеянию он не дерзал, произнести
хульное слово о Деве он не мог, и
собственным сыном назвать Его не решался;
он хорошо знал, что ему неизвестно, как
или от чего Он родился; поэтому, когда
он недоумевал о данном событии, с неба
было принесено внушение голосом Ангела:
Не бойся принять Марию, жену твою, ибо
родившееся в Ней есть от Духа Святаго
(Мф. 1, 20).
Почему же Он рождается
от Девы и сохраняет девство неповрежденным?
Так как в древности диавол обольстил
Еву, бывшую девою, то поэтому Гавриил
благовествовал Марии — Деве. Но
обольщенная Ева произнесла слово,
послужившее причиною смерти, а получившая
благовествование Мария родила Слово
во плоти, приобретшее нам вечную жизнь.
Словом Евы указано древо, за которое
Адам изгнан из рая, а Слово, родившееся
от Девы, явило Крест, чрез который
разбойник на место Адама введен в рай...
Будем же воссылать славу Христу,
сделавшему неудобное удобным, с Отцом
и Святым Духом ныне, и присно, и во веки
веков. Аминь.
Свт. Иоанн
Златоуст. Творения:
В 12 т. Т. VI. СПб.,
1900. |