Нас ради человек
и нашего ради спасения
...О неизреченная
благодать! Единородный, сущий прежде
веков, неосязаемый, простой и бестелесный
принял на Себя мое тленное и видимое
тело. Для чего? Для того, чтобы, сделавшись
видимым, научить, а научив, возвести нас
к невидимому. Так как люди считают зрение
достовернее слуха, и в том, чего не видят,
сомневаются, поэтому Бог и благоволил
сделать Себя видимым и для глаз посредством
тела, чтобы уничтожить сомнение.
Он рождается от Девы,
не познавшей этого дела, потому что Она
не содействовала событию и не от Нее
зависело это дело, но Она была только
орудием Его неизреченной силы, узнав
только то, что сказал Ей Гавриил на
вопрос Ее: Как будет это, когда Я мужа
не знаю? Он сказал ей: это хочешь Ты
знать? Дух Святый найдет на Тебя, и
сила Всевышнего осенит Тебя (ср.: Лк.
1, 34–35). Как же Он был с Нею и спустя
немного времени произошел из Нее? Как
художник, нашедши полезнейшее вещество,
делает из него прекраснейший сосуд, так
и Христос, нашедши святое тело и душу
Девы, устроил Себе одушевленный храм,
образовав человека в Деве таким образом,
каким восхотел, и, облекшись в него, ныне
пришел, не устыдившись неблагообразия
естества...
Чудо изумляет меня.Ветхий денми (Дан. 7, 22) сделался
Младенцем; восседающий
на престоле высоком
и превознесенном (Ис. 6, 1) полагается
в яслях; неосязаемый, простой, несложный
и бестелесный осязается человеческими
руками; расторгающий узы греха повивается
пеленами,— потому что Он так хочет. Он
хочет бесчестие обратить в честь,
бесславие облечь славою, в пределах
унижения показать образ добродетели.
Поэтому Он принимает мое тело, чтобы я
вместил Его Слово, и, приняв мою плоть,
дает мне Своего Духа, чтобы, и давая и
принимая, сообщить мне сокровище жизни.
Он принимает мою плоть, чтобы освятить
меня; дает мне Своего Духа, чтобы спасти
меня. Но что я скажу или о чем стану
беседовать? Се, Дева во чреве приимет(Ис. 7, 14). А теперь говорится об этом не
как о будущем, но оно созерцается как
совершившееся...
Святитель Иоанн
Златоуст |