Нас ради человек
и нашего ради спасения
Сегодня Вифлеем
уподобился небу, вместо звезд приняв
поющих Ангелов, а вместо солнца неизъяснимо
вместив Солнце правды. Не исследуй, как
это; где хочет Бог, там побеждается
порядок природы. Он восхотел, возмог,
нисшел и спас; все повинуется Богу.
Сегодня рождается Сущий, и Сущий
становится тем, чем Он не был; будучи
Богом, Он делается человеком, не переставая
быть Богом; не теряя божества, Он стал
человеком,
и, с другой стороны, не чрез
постепенное преспеяние из человека
сделался Богом, но, будучи Словом, Он
стал плотью, так что естество Его осталось
неизменным по своему бесстрастию…
Сегодня люди увидели
все противоположности: не утаилось,—
говорит псалмопевец,— от детей их
в следующий род (ср.: Пс. 77, 4). Цари
пришли и удивлялись Небесному Царю, как
Он пришел на землю, не имея при Себе ни
Ангелов, ни Архангелов, ни Престолов,
ни Господств, ни Сил, ни Властей, но,
прошедши необычайным и непроходным
путем, произошел из неприкосновенного
чрева, не оставив, впрочем, Ангелов Своих
без Своего руководительства и не потеряв
собственного божества чрез вочеловечение
у нас. Цари пришли поклониться Небесному
Царю славы, а воины — послужить
Военачальнику сил, жены пришли к
Рожденному от Жены, чтобы изменить
скорби жены в радость... младенцы — к
сделавшемуся Младенцем, чтобы из уст
младенцев и грудных детей Ты устроил
хвалу (Пс. 8, 3); отроки — к Отроку,
сделавшему их мучениками по причине
Иродова неистовства; мужи — к ставшему
человеком и уврачевавшему болезни
рабов; пастыри — к доброму Пастырю,
положившему Свою душу за овец; священники
— к сделавшемуся первосвященником по
чину Мелхиседекову;
рабы — к принявшему
образ раба, чтобы украсить наше рабство
свободою; рыбари —
к сделавшему их
из рыбарей ловцами людей; мытари — к
явившему из мытарей Евангелиста; блудницы
— к простершему ноги Свои к слезам
блудницы; кратко
сказать — все грешники
пришли видеть Агнца Божия, берущего на
Себя грех
мира (Ин. 1, 29)…
Святитель Иоанн
Златоуст |