Почему Господь
отказался превратить камни в хлебы?
В трудах богословов
Нового времени дается обобщенное
толкование евангельских текстов,
основанное на глубоком изучении
святоотеческого
наследия.
Не хлебом одним будет
жить человек, но всяким словом, исходящим
из уст Божиих. Объясним сначала,
насколько возможно, какой смысл могли
иметь эти слова, первые, сказанные
Спасителем после крещения. Тело
поддерживается пищей. Но человек не
состоит только из одного тела. Тело не
может питать себя или питаться само по
себе, оно передает сведения о своих
нуждах и потребностях духу, и только
при его помощи получает нужное для
своего продолжения и существования.
Дух промышляет о теле и его потребностях,
оно погибло бы без такого промышления.
Искушая Христа, диавол обратился,
следовательно, не к главному источнику
человеческой жизни. Желая добиться
своей цели, он обратился к рабу (телу)
вместо его господина (духа) и искушал
тело возобладать над своим господином,
покорить его своей воле. Но такой порядок
не был нормальным. Не дух находится в
зависимости от тела, а тело от духа.
Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив
был дух. Но жизнь духа не зависит от
телесного питания. Это только так
кажется. Дух питается иною пищею. Так
как образ и подобие Божии заключаются
не в теле, а в человеческом духе, то и
пища, питающая дух, подается
Богом — это есть слово
Божие. Диавол представлял человека
преимущественно как телесное существо,
Спаситель представляет человека
преимущественно как духовное существо…
Каким образом человек живет словом
Божиим, это показала жизнь евреев в
пустыне. Несмотря на голод, Израиль
остался там жив, потому что Господь
повелел ему жить, и в нужных случаях, по
слову Божию, ниспадала манна. Следовательно,
и Спасителю не было надобности заботиться
о хлебе. Бог даст Ему пищу, когда это
будет нужно. Он не умрет, если и не
превратит камни в хлебы.
Лопухин А. |