К читателю
Не хлебом единым...
Эти слова вошли в повседневный обиход,
стали крылатой фразой. Мир внешний
вкладывает в них свой смысл, имея в виду
и творчество, и «духовную жизнь» (понятую
им, миром, по-своему), и мир человеческих
чувств и увлечений. Любишь читать,
любоваться шедеврами мирового искусства,
увлекаешься музыкой — и вот уже о тебе
говорят: не хлебом единым живет человек.
Ты человек творчества — и о тебе скажут
так же. Наука — твое призвание? И тогда
ты можешь смело причислить себя к тем,
кто не одним стяжанием, не погоней за
материальными благами заполняет свою
жизнь. И в некотором смысле это так. Но
только в некотором, так как у этого
«крылатого выражения» в том источнике,
из которого оно взято, есть продолжение,
и это продолжение опрокидывает логику
мира сего.
Тогда Иисус возведен
был Духом в пустыню, для искушения от
диавола, и, постившись сорок дней и сорок
ночей, напоследок взалкал. И приступил
к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын
Божий, скажи, чтобы камни сии сделались
хлебами. Он же сказал ему в ответ:написано: не хлебом одним будет
жить человек, но всяким словом, исходящим
из уст Божиих (Мф. 4, 1–4).
Что же это такое — жить
всяким словом, исходящим из уст Божиих?
Как этому научиться? Да и может ли
слово, исходящее из уст Божиих,
поддерживать жизнь человека, как такой
привычный и понятный — «хлеб»? Может
быть, проще и надежнее призвать на помощь
науку, прогресс, естественные силы
природы и научиться обращать камни в
хлебы? Об этом мы и поговорим на страницах
этого календаря. А в собеседники пригласим
тех, кто в своей жизни сумел правильно
ответить на эти вопросы и научиться
жить не хлебом единым, но всяким словом,
исходящим из уст Божиих,— святых
подвижников Православной Церкви и наших
далеких и не очень далеких предков,
которые жизнь свою строили по евангельскому
слову.
Малахова Н. |