Святитель Феофан
Затворник о молитве Иисусовой
Настоящая сердечная
молитва — дар благодати, подаваемой
через Таинства исповеди и причащения…Что
дает благодать, того свой труд никак
не может дать. Он только приготовляет
к принятию дара и по получении его
подогревает его — вместе с таинствами.
Спрашиваете, следует
ли принуждать ум творить молитву
Иисусову в храме, когда на душе мирно,
безмятежно и когда ум при этой тишине
внимает тому, что читается и поется.
Следует стоять в присутствии Божием и
в чувстве к Богу, что бы вы ни делали…
Так и в храме… Молитва сия оживляет и
поддерживает внимание к Богу с
соответственными чувствами.
Во время богослужения
надо внимать службе… стоя вниманием
там же, где и Иисусова молитва творится.
А когда что невнятно читают и поют,
тогда творить эту молитовку.
Как в церкви быть,
внутренне ли молиться своею молитвой
или слушать, что читается и поется?
Разогревайте свою внутреннюю молитву
и при ней слушайте… Молитва внутри —
печка, а слушание — дров в печку
подбрасывание. Но если слушание
разбивает внутреннюю молитву, то
лучше оставаться со своею молитвой, но
на литургии надо и мыслями, и чувствами
идти вслед за службою. Вот еще что
надо помнить: в церковь собираемся
на общую молитву, чтоб и мысль, и чувство,
и слово было у всех одно, иначе не получим,
что обетовал Господь, когда два или три
молятся.
Ум все перебегает с
предмета на предмет. Чем его привязать?
Ничем нельзя, как чувством. Когда на
сердце есть чувство какое, то оно и ум
привязывает к предмету чувства.
Следовательно, кто хочет привязать ум
к Богу так, чтобы он непрестанно зрел
Бога, надобно оживить чувство к Богу.
Нет
минуты, когда бы кто не имел чего на
совести — вольного или невольного, а
потому нет минуты, когда бы не
возмущался его мир с Богом… Следовательно,
непрерывно должно каяться, ибо
покаяние смывает всякую скверну с
души и делает ее чистой.
Поучения
святителя Феофана Затворника…
|