Святитель Феофан
Затворник о молитве Иисусовой
Молитва Иисусова
есть как и всякая другая. Она сильнее
всех только именем Иисуса Господа
Спасителя, когда оно призывается с
верою полною, теплою, не колеблющеюся,
что Он близ есть, все видит и слышит и
тому, чего просят, вседушно внимает и
готов исполнить и даровать просимое.
Упование такое не посрамляет. Если
замедляется иногда исполнение, это
зависит от неготовности просящего
принять просимое…
Чего искать должно?
Живого осязания общения с Господом.
Дает сие благодать Божия, но нам необходимо
и самим трудиться о том. Куда же
обращать труд? На то, чтобы всегда
памятовать о Господе, яко близ и даже в
сердце сущем… Первый труд — навык
повторять непрестанно молитву
Иисусову… И начинайте, все твердите и
твердите, но все и с мыслию о Господе. И
все тут…
Чего ищут молитвой
Иисусовой? Того, чтобы канул в сердце
благодатный огонь и началась непрестанная
молитва, чем и определяется благодатное
состояние. Ведать подобает, что молитва
Иисусова, когда искра Божия па-
дет в сердце, раздувает
ее в пламень, а сама не дает этой
искры, а только способствует к принятию
ее. Чем способствует? Тем, что собирает
мысли воедино и дает душе возможность
стоять пред Господом и ходить в
присутствии Его.
То, чего должно искать
молитвою, это есть водружение в сердце
тихого, но теплого чувства к Богу
неотходного; восторгов и особенных
движений не домогаться, а когда Бог
пошлет особенные молитвенные чувства,
благодарить за них, а не присвоять себе
и не жалеть, когда отойдут, как бы о
потере великой, а всегда от них смиренно
нисходить к тихому чувству к Господу.
Благодатная
теплота особая есть, и она собственно
есть духовная… Она отрешена от плоти,
и в теле не производит заметных изменений,
и свидетельствуется тонким сладким
чувством. По сим чувствам всякий
легко может определить и различить
теплоту… <…> Все же внимание обратите
на духовные действия и чувства. Они
будут проходить по душе и телу, как
утренняя приятная прохлада.
Поучения
святителя Феофана Затворника...
|