Из Слова на притчу
об исцелении десяти прокаженных
Внимай сему, христианин,
и поучайся у твоего Божественного
Наставника в благотворении любить
сокровенность, а не гласность, искать
не своей, а Божией славы. Когда дело
твоего человеколюбия и щедрости
умягчает пред тобою сердце
облагодетельствованного, пользуйся
сим случаем сделать ему еще большее
благодеяние — возбудить или усилить
в нем чувствования веры и благочестия,
возвысить его к благодарению, любви
и прославлению верховного благодетеля
Бога.
В числе 10 прокаженных
удостоен был чудесного исцеления
самарянин. Сим наименованием означались
люди, отпадшие от православия ветхозаветной
Церкви... хвалившиеся, как будто
священною древностию, колодезем, из
которого пил патриарх Иаков и скоти
его. Господь обличает их в незнании
истинной веры: вы
кланяетеся, егоже не весте. Но
и чуждого Церкви не отчуждил Глава
Церкви от благодеяния телесного: и
последствия показывают, что благодеяние
не потеряно. Самарянин, конечно, не
остался самарянином, когда по исцелении
к Обличителю самарян
возвратился, со
гласом велиим славя Бога и паде ниц при
ногу Его, хвалу Ему воздая.
Познай из сего,
христианин, что область человеколюбивой
благотворительности простирается
не только до пределов Церкви, но и далее.
Учись у апостола делать доброе ко всем,паче же
присным в вере (Гал.
6, 10): учись у Христа и не присных в вере
привлекать к ней благотворением. Самое
привлекательное выражение правой
веры есть добродетель. Доброжелательное
сердце убедительнее проповедует
истину заблуждающемуся, нежели
любопретельный ум.
Из числа 10 прокаженных,
получивших исцеление, оказалось 9
неблагодарных. Всеведущий целитель
видел неблагодарность прежде, нежели
совершил исцеление, однако не удержался
от совершения благотворения и по
совершении не раскаивался. Кротко
изъявил Он удивление не о том, что не
благодарят видимого благодетеля, но
о том, что не дают славы Богу. Како
не обретошася возвращшеся дати славу
Богу?
Свт.
Московский Филарет |