О молитве Господней:
Но избави нас от лукаваго...
Прежде всего нас
интересует самое слово лукавый
в приложении
к диаволу. Почему Господь назвал его
именно этим именем? Греческое слово
«понерос» значит и «злой», и «плохой»,
и «лукавый». Таким, думается нам,
Спаситель наш назвал в противоположность
Богу, Отцу Своему. Как мы знаем, Господь
Иисус Христос сказал об Отце: Никто
не благ, как только один Бог (Мф.
19, 17). Благость Божия здесь употребляется
в смысле совершенства (ср.: Мф. 5, 48; Евр.
6, 1).
Еще спрашивается,
почему употребляется в этом прошении
частица «но». Думается, что это прошение,
собственно, представляет вторую
половину предыдущего, и тогда оно
будет понятнее. Именно: «не введи, не
попусти» нам войти в искушения, а уж
если по праведному суду Твоему введешь
нас в них, мы примем их. «Но» тогда только
избавь нас от диавола, чтобы он не
пользовался ими и не употребил их
для нашей погибели.
Значит, это прошение
говорит нам о том, что искушения
бедствиями могут быть нами обращены
и во
спасение. Однако избавиться нам от
использования их диаволом можно только
силой Божией, но никак не нашей силой,
будут ли эти искушения от нас самих, или
от мира, или непосредственно от диавола,
избавиться от них мы можем лишь при
помощи Божией. Это и понятно: ведь бесы
— бывшие ангелы и потому сильные…
Потому подвижники
старались держать непрестанную
молитву к Богу, согласно с заповедью
апостола Павла: Непрестанно
молитесь (1
Фес. 5, 17). <…> А нам хотя бы в более
ответственные моменты следует просить
Бога об избавлении нас от лукавого
или ограждать себя от него именем
Иисусовым…
Остается
еще один вопрос: для чего же оставлена
власть бесам искушать и нас, христиан?
Ответ на это не новый. Прежде всего
князь мира теперь не имеет окончательной
власти над теми, которые живут под
благодатным покровом Божиим. Затем
и самые искушения от них не бесполезны
нам, ибо этим они побуждают нас быть и
осторожнее, и смиреннее.
Митр. Вениамин (Федченков) |