О молитве Господней:
Но избави нас от лукаваго...
…Греческое слово
«понерос» означает и «зло», и «злого».
Но как в общем в обычае у нас принято
разуметь под этим словом лукавого
духа, то есть диавола, так и в слове
Божием под лукавым большей частью
разумеется враг, диа-вол с его бесами.
Например, в притче о сеятеле говорится,
что семя, упавшее при дороге, поклевали
птицы. Под ними разумеется, как Сам
Господь истолковал эти слова: приходит
лукавый и похищает посеянное в сердце
его. Здесь
совершенно ясно, что под этими словами:
приходит лукавый, который как-то
непостижимо похищает у нас слово
Божие,— разумеется диавол. В том же
толковании Господа разумеются под
плевелами
сыны
лукавого в противоположность доброму
семени —
сынам Царствия (ср.: Мф. 13, 4, 19, 38). И в
Посланиях видно, что под этим именем
разумеется не общее понятие зла, а
некто злой, лукавый…
Самое большее было
бы разуметь злого человека, но никак
не нравственное зло. Однако при указанных
объяснениях нам обязательно разуметь
диавола и бесов. Иначе как бы мог
приходить лукавый
и похищать
посеянное
слово Божие, если бы это был только
человек?
Конечно, как мы
говорили прежде, и действия диавола
таинственны в этом деле похищения
слова, но все наше христианское учение
безусловно учит, что он как дух имеет
способность соприкасаться (ср.: 1 Ин.
5, 18) с нашей душой: человек же может лишь
отчасти действовать на другого
непосредственно, как враг, а (чаще
человек действует) через слово.
Впрочем иногда человек может влиять
на другого через взор свой, передавать
мысли свои, а тем более лукавый. Он прямо
и называется диаволом
(Мф. 13, 39).
И люди, находящиеся под его воздействием,
называются сынами
диавола (см.
Ин. 8, 41, 44)…
Итак ясно, что Господь
в последнем прошении Своей молитвы
учит нас молиться об избавлении от
диавола, или сатаны.
Митр. Вениамин (Федченков). |