О молитве Господней:
И не введи нас во искушение…
Так же учит и апостол
Петр: Та к
как вы участвуете в Христовых страданиях,
радуйтесь, да и в явление славы Его
возрадуетесь и восторжествуете (1
Пет. 4, 13).
Не опустим из нашего
внимания и слов «не введи». Обычно
их понимают в смысле «не попусти». И это
тоже правильно. Св. пророк Амос
говорит: Бывает
ли в городе бедствие, которое не
Господь попустил бы? (Ам.
3, 6)…
Так как в мире все
совершается по воле Бога, по Его
Промыслу, так как Ему все подчиняется
и, собственно, поэтому Он является
Господином всего, то лучше говорить
«не введи», а слова «не попусти»
дают некоторую власть и бесам, и злым
людям, которые могут действовать,
однако, когда лишь Бог соизволит на
это или даст им право и власть, произволение.
Пример такой власти Христа над бесами
и свиньями был по исцелении бесноватого…
Это один смысл. Но
возможно предположить и другой.
Иногда Господь изволит или в наказание,
или для исправления людей Сам послать
какие-либо скорби, хотя бы болезни, войны
и тому подобное. Здесь уже более уместно
употребление слова «вводить» в искушение,
в испытание.
И Господь и в тех и
в других случаях повелел нам просить:
«не введи» нас в эти искушения. Так
молиться заповедал Господь, думаем,
потому, что это смиреннее для нас. Пусть
и ко благу, Господи, хочешь научить
и нас искушениями скорбей, но мы, немощные,
все же просим: лучше «не введи». Но,
конечно, вспоминаем и третье прошение:
«Да будет воля Твоя».
Так молился и Сам
Искупитель Господь, хотя Он знал, что
на сей час
Он и пришел, однако
как Человек заколебался, не зная, что
сказать: Отче!
избавь Меня от часа сего (Ин.
12, 27)…
Митр. Вениамин (Федченков). |