О молитве Господней:
И не введи нас во искушение…
…Скорби с точки
зрения спасения нам полезнее в веке
сем. И не случайно Господь и Сам о Себе
сказал, что
Ему должно пострадать от старейшин и
первосвященников и книжников, и быть
убиту (Мф.
16, 21). И крест заповедал Своим последователям
(см.: Мф. 16, 24–26). А апостола Петра, который
после исповедания Христа сыном Божиим
стал противоречить Ему: будь
милостив к Себе, Господи! да не будет
этого с Тобою! —
назвал сатаной, то есть противником,
соблазнителем, потому
что думаешь не о том, что Бо-жие, но что
человеческое (ср.:
Мф. 16, 22–23). И в Прощальной беседе на
Тайной Вечере предсказал апостолам
неизбежные скорби…
Потому и мы с вами
носим на своей шее кресты; потому на
храмах наших высится крест; потому
и все таинства совершаются крестным
знамением, т. е. во имя Креста Христова,
потому мы и крестимся в молитвах. Все —
крестом!..
Но если крест скорбей
так нам необходим; если легкое
страдание наше производит в преизбытке
вечную славу (ср.:
2 Кор. 4, 17), когда
внешний человек наш тлеет, то
внутренний со дня на день обновляется
(2 Кор.
4, 16); если страдающий
плотию перестает грешить (1
Пет. 4, 1); если особенно мы страдаем
несправедливо (1
Пет. 2, 19); если апостол Павел пишет о
себе: Ныне
радуюсь в страданиях моих (Кол.
1, 24); если апостол Петр пишет: огненного
искушения, для испытания вам
посылаемого, не чуждайтесь, как
приключения для вас странного (1
Пет. 4, 12)…— то как же Он велит нам в своей
молитве просить избавить нас от
искушений? Как Он упрекает учеников
в Гефсиманском саду, что они заснули, и
заповедует им, как и в Молитве Господней:
бодрствуйте
и молитесь, чтобы не впасть в искушение:
дух бодр, плоть же немощна (Мф.
26, 41)…
На эти вопросы
ответить мы думаем так. Есть искушения,
влекущие нас ко злу, и есть скорби,
содействующие нашему благу. Первые,
ко злу, идут от диавола, мира и плоти,
вводя нас в соблазн греха, а есть скорби,
посылаемые Богом. Первых мы должны
опасаться, вторые же, например страдания
за имя Христово, с
радостью и веселием принимать, ибо
велика награда наша на небесах (ср.:
Мф. 5, 12).
Митр. Вениамин (Федченков). |