Из
Поучения в Неделю 27-ю по Пятидесятнице:
Об исцелении скорченной женщины
Он не видит чуда! <…>
Он увидел в действии Бога преступление
Божия Закона. Дерзкий, страшный поступок
фарисея, осмелившегося порицать действие
Спасителя в самом присутствии
Спасителя... должен быть оплакан
горячими и неутешными слезами… И
ныне Христос действует; и ныне Дух
Святой совершает спасительные знамения
в христианских таинствах! И ныне Бог
имеет хулителей, противников, врагов
Своих между человеками.
Всякий род греховной
жизни заключает в себе сопротивление
и противодействие Богу; всякий род
греховной жизни есть нарушение Закона
Божия, есть отриновение воли Божией…
Лицемерство есть тот род греховности,
который особенно противодействует
познанию Христа и христианству.
Начало обращения ко Христу заключается
в познании своей греховности, своего
падения; от такого взгляда на себя
человек признает нужду в Искупителе
и приступает ко Христу посредством
смирения, веры и покаяния. Но лицемер,
недугуя не довольно приметными для
человеков страстя-
ми — тщеславием,
гордынею, сребролюбием, завистью,
лукавством, злобою,— прикрывая их
лицемерством и притворством, не способен,
как неспособен сатана, к признанию
себя грешником. И добродетели, и
страсти делаются от навыка как бы
природными, так и лицемерство от навыка
к нему делается как бы естественным
качеством. Обладаемый им уже не видит
в лицемерстве душепагубнейшего порока,—
дела лицемерства совершает как бы
дела правды. Душа лицемера поражена
слепотою: почему и Господь назвал
фарисеев безумными и слепыми (см.: Мф.
23, 16–17, 19, 24, 26). Лицемер есть тот злосчастный,
по мнению своему, праведник, который
отвергнут Богом: не
приидох,—
сказал Спаситель,— призвати
праведники, но грешники на покаяние
(Мф. 9, 13).
Здесь праведниками названы фарисеи не
потому, чтоб они были точно праведники,
но потому, что сами признавали себя
такими, с мелочною точностью исполняя
обрядовые постановления Закона Божия
и попирая его сущность...
Свт.
Игнатий (Брянчанинов) |