О молитве Господней:
И не введи нас во искушение…
…Что обычно
подразумевается под этим словом?
Все, что может соблазнить нас, привлечь,
подтолкнуть к греху, к совершению
его. Таковыми причинами могут быть
тысячи поводов. Но все они подведены у
апостола Иоанна Богослова под одно
слово: мир.
Не любите мира, ни того, что в мире: кто
любит мир, в том нет любви Отчей,
или к Отцу, говорит он (1 Ин. 2, 15).
Что же? Неужели Богом
созданный мир служит к нашему
соблазну? Если бы это было так, тогда
мы могли бы винить Самого Господа? Это
никак невозможно! В
искушении никто не говори: Бог меня
искушает; потому что Бог не искушается
злом и Сам не искушает никого,—
пишет апостол Иаков (Иак. 1, 13).
Почему же мир искушает
нас? Потому,
что теперь весь
мир во зле лежит, говорит
апостол Иоанн (1 Ин. 5, 19). Что это значит?
Мир создан благим, но вследствие
грехопадения первых людей и они, и
даже физический мир впали во зло: нынешнее
состояние мира есть падшее, ненормальное.
Дело Спасителя в том и состоит, чтобы
восстановить весь мир в то идеальное
состояние, каким он был создан по
намерению Божию...
Если же к этому
прибавим падший мир духовных существ
— диавола, бесов, то картина будет полна:
падший — мир физический, падшее
человечество и падшие духи — все это
обнимается одним словом «мир» в
противоположность Богу и Небесному
Его Царству с Ангелами..
Отсюда, между прочим,
должно сделать такой вывод: никогда
нельзя удивляться несовершенству
этого мира, потому что он — падший. И
нельзя даже мечтать, чтобы когда-нибудь
на земле водворился идеальный мир:
прекрасный, блаженный, любящий,
святой, или, одним словом, «рай на земле»,
как иные говорят… И сколько бы человечество
ни строило планов о «рае на земле»,
и как бы оно ни было уверено, и как бы ни
уверяло других, что «наконец-то» найдет
путь к полному счастью всех людей на
земле и что счастье уже начато — все
это человеческие мечты. Так было и так
будет до конца мира!..
Митр. Вениамин (Федченков). |