Из жития преподобного
Паисия (Величковского)
…Самая личность
старца могуче влияла на всех, и одно
его присутствие уже воодушевляло на
подвиги. Он был преисполнен благодатных
даров Духа премудрости и разума,
совета и крепости, ведения и благочестия.
Преисполненный великой любовью к
ближнему, он был тих и мирен, кроток,
долготерпелив и младенчески незлобив.
Смиренный вид прп. Паисия сиял чистотой
целомудрия...
Вся жизнь старца
была посвящена служению иночеству.
Заслуга преподобного состоит в том,
что он обновил древние устои иноческой
жизни, на которых она процветала, с
забвением которых она падала все
ниже и ниже. Эти устои — молитва Иисусова
и весь чин молитвенного подвига, духовное,
аскетическое просвещение, общежитие
и старческое руководство новоначальных
с откровением помыслов. На этих
основах и создано было прп. Паи-сием
братство в несколько сотен человек.
Этим братством он, сам подавая пример,
и руководил в течение долгих лет и
сумел воспитать сонм таких подвижников,
которые глубоко усвоили его дух и после
его смерти явились обновителями
монашества по всей России.
Он нес и другой подвиг
— подвиг создания на русском языке
аскетической литературы, т. е. самого
источника монашеского просвещения.
Правда, и до прп. Паисия были переводы
аскетических творений древних отцов,
но эти переводы уже стали редки; они
были случайны, а главное — были забыты
в практической жизни.
Много труда, сил,
здоровья, времени и средств положил на
это прп. Паисий, выучившись древнегреческому
языку. Время на Святой Горе было
временем преимущественно собирания
рукописей, а жизнь в Молдавии была
временем перевода и приложения к
жизни учения свв. отцов. Из переводов
старца и составлялись настольные
книги инока: «Добротолюбие», «Лествица»
и «Поучения преподобного Исаака Сирина».
Старец своими переводами и применением
отеческого аскетического учения к
жизни обновил самое русское монашество.
По
кн.: Великие русские старцы…
http://www.russkiykrest.com/16–19/ |