Из духовных поучений
преподобного Паисия (Величковского)
Первая добродетель
— вера, ибо верою и горы преставляют и
все, что хотят, получат, сказал Господь.
<...> От произволения нашего вера
или уменьшается, или увеличивается.
Вторая добродетель
— нелицемерная любовь к Богу и людям.
Любовь обнимает и связывает воедино
все добродетели. Одною любовью весь
закон исполняется и жизнь богоугодная
совершается. Любовь состоит в том,
чтобы полагать душу свою за друга своего
и, чего себе не хочешь, того и другому
не твори. Любви ради Сын Божий вочеловечился.
Пребывающий в любви, в Боге пребывает;
где любовь, там и Бог.
При создании человека
любовь Божия к человеческому роду
проявилась неизреченно и несчетно:
ибо Бог даровал человеку душевные и
телесные чувства. Душевные чувства,
или силы, суть: ум, смысл (рассудок),
слово, мечтание (воображение), чувство
сердца. Телесные же чувства следующие:
зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.
Посредством тех и других мы и совершаем
добродетели душевные
и телесные. Угодно было Христу, Богу
нашему, чтобы написаны были книги,
чтобы по ним человек рассуждал и поучался
страху Божию — началу духовной
премудрости. Страх Божий рождает
веру; вера — надежду; надежда — любовь
к Богу и людям; любовь — терпение и иные
многие добродетели; терпение —
послушание и всякую добродетель;
послушание — упование; упование — пост;
пост — чистоту и безмолвие; безмолвие
же рождает воздержание, молитву,
слезы, бдение, плач, бодрость, трезвение
и иное многое и отсекает всякое
злоязычие; плач рождает всякое
нестяжание; нестяжание же рождает правду
и отсекает всякий спор; молитва
рождает рассуждение, трезвение ума,
слезы, радость, смирение сердечное,
кротость; смирение рождает
смиренномудрие, уединение;
смиренномудрие отсекает гордость,
тщеславие и растит плод духовный. От
этих добродетелей уничтожаются душевные
и телесные страсти и мало-помалу
умножается благодать.
|