Из духовных поучений
преподобного Паисия (Величковского)
Подобно тому как
осужденный на смерть предстоит пред
судьею, не смея смотреть туда и сюда,
так должен и ты стоять пред Богом,
Которому Ангелы предстоят со страхом
и прославляют Его в непрестанных
песнях. Ибо недремлющее Око день и
ночь смотрит, что мы делаем, что помышляем
или как живем, на кого возлагаем надежду
во всякой скорби и нужде,— на человека
ли, или на Его щедроты. И как хочет
Великий Владыка и праведный Господь
наш, Иисус Христос, Сын Божий, истинный
Бог, и так может избавить нас от всякой
напасти и беды. А себя считай хуже всякого
человека и всякой твари, и дело свое
почитай неугодным Богу. Без этого же
тайное бесстрашие возбуждает хульное
высокоумие. По вере нашей и Бог помогает
нам во всякой нужде. Если сильнее надеемся
и уповаем, сильнее и Бог помогает нам.
Прежде всего нужно
очистить царский дом от всякой нечистоты
и украсить всякою красотою, и тогда
уже можно войти в него царю. Подобным
образом должно прежде всего очистить
землю сердца и искоренить
терние греха — страстные дела — и
умягчить ее скорбями и теснотами, посеять
на ней семя добродетелей, оросить плачем
и слезами; и тогда уже произрастут плод
бесстрастия и жизнь вечная. Ибо не
вселится Дух Святый, пока человек не
очистится от страстей душевных и
телесных. Одному можно пребывать внутри
человека: или Духу Святому, или
страстям; где Дух Святый, туда страсти
не приближаются, а где страсти, там не
пребывает Дух Святый, а лукавый.
Прежде всего должно отогнать от себя
самолюбие во всех видах, пожелания
предметов сего мира и уничтожить себя
во всех видах покаяния — в помысле, в
деле, в слове, в пище, одежде, в домашней
обстановке и внутренних вещах, во всем
должно смирять себя и осуждать; во
всем избирать себе худшее, и таким
образом умолкнут страсти душевные.
Смирение никогда не падает, ибо ниже
всех лежит. Так же необходимо усмирить
плоть свою, удручая ее подвигами
добродетелей и скорбями без упокоения,—
и умолкнут страсти телесные.
|