Из духовных поучений
преподобного Паисия (Величковского)
об Иисусовой молитве
…От молитвы,
произносимой долговременно языком,
проистекает умовая, а от умовой —
сердечная. Когда же изнеможет ум от
непрестанного напряжения и сердце
возболезнует, тогда можно немного
попускать их в пение. Произносить же
молитву Иисусову вслух, негромко,
настолько, чтобы самому себя слышать.
Не должно во время молитвы уклоняться
мыслью туда и сюда к житейским тленным
вещам, но пребывать неленостно в
памяти сей только молитвы; ибо молитва
есть нечто иное, как отчуждение от
видимого и невидимого мира. Посему
должно затворять ум свой в молитве.
Где стоит тело, там и ум да будет с нами,
не имея никакого помышления во время
молитвы. Свв. отцы говорят: «Если кто
устами молится, об уме же небрежет, тот
напрасно трудится, ибо Бог внимает
уму, а не многоречию; умная молитва не
допускает иметь в уме какое-либо мечтание
или нечистую мысль». Если кто не
навыкнет умной Иисусовой молитве, не
может иметь непрестанной молитвы.
Если же кто навыкнет молитве
Иисусовой и она
соединится с сердцем, тогда, подобно
источнику, потечет сия молитва на
всяком месте, при всяком деле, во всякое
время, всегда будет возбуждать человека
бодрствующего и спящего; когда начнет
тело спать или дремать, и тогда она
возбуждает его, исторгаясь извнутрь и
никогда не уничтожаясь. Посему велика
эта молитва, никогда не оставляемая,
так что при ней хотя уста изнемогают
и дремлет тело, но дух никогда не
спит. Когда исполняется прилежно
неотложное дело, или сильно насилуют
помыслы ум, или одолевает сон, тогда
нужно усердно молиться устами и
языком, чтобы ум внимал голосу; когда
же ум в тишине и спокойствии от помыслов,
тогда можно им одним молиться. Этот
путь молитвенный — скорейший ко спасению,
чем посредством псалмов, канонов и
обычных молитв для грамотного. Что
совершенный муж пред отроком, то сия
молитва пред грамотнословесием, т. е.
молитвою, искусственно писанною.
http://www.russkiykrest.com/16–19/ |