Из духовных поучений
преподобного Паисия (Величковского)
На каждый вечер мы
должны испытывать себя, как прошел у
нас день, и на всякое утро опять должны
испытывать, как прошла ночь. И не только
в определенное, но и во всякое время, на
каждом месте и о всякой вещи мы должны
давать себе отчет и рассуждать о
добродетелях и страстях, в каком состоянии
жизни мы находимся — в начале, в середине
или в конце; достойно ли награды мы
трудимся и совершаем добродетели,
или только трудимся, а награды не
получаем. Когда и в чем погрешим, то
восполним недостаток добродетели
слезами и плачем. Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй мя! Стоишь ли, сидишь
ли, ешь ли, путешествуешь ли, другое
ли что делаешь — постоянно говори
сию молитву, усердно понуждая себя к
ней, ибо она поражает невидимых
врагов, как воин крепким
копьем. Напечатлевай
ее в мысли своей... <…>
Произносить же
молитву Иисусову вслух, негромко,
настолько, чтобы самому себя слышать.
Не должно во время молитвы уклоняться
мыслью туда и сюда к житейским тленным
вещам, но пребывать неленостно в памяти
сей только молитвы, ибо молитва есть не
что иное, как отчуждение от видимого и
невидимого мира. Посему должно затворять
ум свой в молитве. Где стоит тело, там и
ум будет с нами, не имея никакого
помышления во время молитвы.
Если
кто не возложит всего себя на Бога — и
в необходимых телесных нуждах, и во
всякой скорби не будет говорить: «Как
Богу угодно»,— не может спастись…
Когда болеем, получаем раны, или к
смерти приближаемся и умираем, или
терпим недостаток в необходимых
потребностях и никого не имеем, кто бы
помиловал нас,— если при этом скажем:
«Как Бог хочет, так да сотворит с нами»,—
этим одним посрамлен и побежден будет
диавол, враг наш.
По
кн.: Великие русские старцы… |