О
молитве Господней:
И остави нам долги наша, якоже и мы
оставляем должником нашим…
Через грехи мы теряем
мир душевный, ибо отходим от Бога и
впадаем в рабство к мучителю — диаволу.
Но Господь поставил нам особенным
условием из всего того, что может нам
исходатайствовать оставление грехов,—
это оставление нами долгов должникам
нашим… Почему?..
На это прежде всего
должно ответить так: «Господь сказал
это». И потому верующему человеку нужно
не спрашивать, а исполнять. Ведь и
Сам Господь Иисус Христос не добавил
никаких объяснений к сказанным Им
словам. И этот ответ веры — самый лучший
и верный. Но если мы все же хотим помыслить
о причине этих слов, то можно указать
на следующее: Бог
есть Любовь,—
как говорит апостол Иоанн (1 Ин. 4, 8, 16). И
потому, если мы хотим получить от Него
милость, должны быть достойны ее,
должны уподобляться Ему, то есть сами
должны оказывать любовь. Сами просим
— должны и другим давать. И наоборот,—
если мы сами жестоки, то как можем
надеяться получить милость от Человеколюбца
Бога, если сами горды, то как нам даст
прощение смирившийся
до крестной смерти Христос
(ср.: Флп. 2, 8)?
Но не только Бог не
даст такой милости, но если бы Он и
дал ее грешнику и жестокосердому, она
не будет ему полезна и спасительна.
Наоборот, поощрит его к худшему. Почему?
Тогда он может подумать, что получит
милость, сам оставаясь жестоким. Бог ли
будет причиной худшего зла? Немыслимо
это и подумать! Поэтому и необходимо,
чтобы грешники сначала сами проявили
любовь и смирение к виновному перед
ними. Поэтому перед Великим постом
в Прощеное воскресенье Церковь
установила благочестивый обряд всем
христианам просить прощения у священника,
а потом друг у друга. Потом этот добрый
обычай переносили в семью и кланялись
своим родителям в ноги. А в древнее время
в нашей Руси перед чином церковного
прощения враги ехали к своим противникам
и просили у них прощения. <…>
Митр. Вениамин (Федченков). |