Из духовных поучений
преподобного Паисия Величковского
Что должно сделать,
чтобы ум всегда был занят Богом? Если
не приобретем трех следующих добродетелей:
любви к Богу и людям, воздержания и
молитвы Иисусовой, то не может ум наш
вполне быть занятым Богом; ибо любовь
укрощает гнев, воздержание ослабляет
похоть, а молитва отвлекает ум от
помыслов и прогоняет собою всякую
ненависть и высокоумие. Будь же постоянно
занят Богом, ибо Бог всему научит тебя
и откроет Святым Духом вышнее — небесное
и нижнее — земное.
Вопрос: Почему
можно узнать, Божие ли то благоволение
или вражеское искушение; когда случится
доброе дело сомнительное, т. е. один
помысел побуждает сделать его, а
другой, напротив, препятствует ему?
Ответ: Враг
имеет обыкновение скрывать истину
и смешивать добро со злом. Но почему
можно узнать истину? Божие благоволение
во всех наших намерениях кротко,
благонадежно и несомненно; не только
в добром деле нашем, но и в беззаконии
нашем. Бог с кротостью долготерпит и
ожида-
ет нашего покаяния.
А по чему узнать вражий прилог? Враг
обыкновенно препятствует нам и
отвращает нас от добра. Однако же,
если в чем-либо, по видимому добром, ум
смущается и расстраивает нас, отгоняет
страх Божий, лишает успокоения, так что
без всякой причины сердце болит и ум
колеблется, то знай, что это вражий
прилог, и отринь его. Вражие — возмутительно,
неспокойно и сомнительно для ума во
всех наших намерениях. Нерасположению
сердца нашего должно верить во всем, но
рассудивши, полезно ли нерасположение.
Когда же ум наш стеснен от врагов
помыслами и омрачением, тогда должно
совершенно оставить всякую мысль и
рассуждение, ибо не знаем мы истины,
пока ум не очистится молитвою; ибо
тогда помышления, как мутная вода,
поднимаются в ум или, как облако, блуждают
и душевные чувства ко всему бывают
нечувствительны. Посему желающий
узнать истину пусть побуждает себя
долгое время на горячую молитву и на
желаемое дело...
russkiykrest.com/16–19/ |