Образ
неверия. Доброго
Вот то же «неверие
Фомы», то же уничижительное «ну, ты, Фома
неверующий!» или и вовсе: «неверный»!
Откуда такое высокомерие, откуда
такая близорукость? Разве кому-то из
учеников, кто не увидел еще Христа
Воскресшим, просто было поверить в
то, что это непостижимое для ума
человеческого чудо совершилось? Разве
не упрекал Господь их всех за неверие
и жестокосердие
(Мк. 16, 14)?
Чем же Фома их хуже? Или нас? Мы-то ведь
приняли веру в воскресение как дар, как
данность, как опыт Церкви — той, в
Которой все наполнено Духом Святым,
открывающим человеку истину и утверждающим
в ней.
Что узнаем мы из
Евангелия об апостоле Фоме до этого
такого яркого момента, до этого такого
драматичного заявления: Если
не увижу на руках Его ран от гвоздей, и
не вложу перста моего в раны от гвоздей,
и не вложу руки моей в ребра Его, не
поверю (Ин.
20, 25)?
Такой вот, например,
эпизод. Господь хочет идти в Вифанию к
занемогшему, а в действительности
уже умершему Лазарю. Ученики
отговаривают Его: Равви!
давно ли
Иудеи искали побить Тебя камнями, и
Ты опять идешь туда? (Ин.
11, 8). Они боятся за Него. Боятся, что
вполне естественно, и за себя.
Становится понятно, что Христос поступит
так, как Он решил. И что же? Раздается
голос Фомы: Пойдем
и мы умрем с Ним (Ин.
11, 16).
Господь так дорог
для апостола, что он и смысла не видит
в жизни без Него — настолько, что
готов без страха с ней расстаться.
<…> Что происходит в его душе? Можно
только догадываться. И тут ему говорят,
что Господь воскрес. Мудрено ли, что он
заявляет: «Не поверю, пока не увижу!»?
Он просто понимает, что если обманется,
ему этого не вынести...
А как Господь относится
к его «требованию»? Осуждает, гневается?
Нет — удовлетворяет его: Подай
перст твой сюда и посмотри руки Мои;
подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин.
20, 27). Потому как знает: слова «неверия»
рождены любовью и исторглись из
уязвленного скорбью о Нем сердца.
Иг.
Нектарий (Морозов)// http://www.pravoslavie.ru/ |