Святитель
Игнатий (Брянчанинов) о молитве
Сынам мира, просящим
у Бога земных благ для удовлетворения
плотским вожделениям, возвещает св.
апостол Иаков: Просите,
и не приемлете, зане зле просите, да в
сластех ваших иждивете (Иак.
4, 3). Когда желаем предстать царю земному,
то приготовляемся к этому с особенною
тщательнос-тию: изучаем, какое должно
быть при беседе с ним настроение наших
сердечных чувств, чтоб по порыву
какого-нибудь чувства не увлечься в
слово или движение, царю неприятное;
заблаговременно придумываем, что
говорить ему, чтоб говорить одно
угодное и тем расположить его к себе;
заботимся о том, чтоб самый наружный
вид наш привлек его внимание к нам. Тем
более мы должны сделать приличное
приготовление, когда желаем предстать
Царю царей и вступить молитвою в
беседу с Ним. Человек
зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1
Цар. 16, 7); но в человеке расположение
сердца наиболее сообразуется с
положением лица его, его наружности.
И потому давай при
молитве самое благоговейное положение
телу.
Стой, как осужденный, с поникшею
главою, не смея воззреть на небо, с
опущенными вниз руками или сложив
их сзади, как бы от связания веревками,
как обыкновенно бывают связаны
схваченные на месте преступления
преступники. Звук голоса твоего да
будет жалостным звуком плача, стоном
уязвленного смертоносным орудием
или терзаемого лютою болезнию. «Бог
зрит на сердце». Он видит самые
сокровенные, самые тончайшие
помышления и ощущения наши; видит
все прошедшее и все будущее наше. Бог
вездесущ. И потому стой на молитве твоей,
как бы ты стоял пред Самим Богом. Точно
— ты стоишь пред Ним! Ты стоишь пред
Судьею твоим и полновластным Владыкою,
от Которого зависит твоя участь во
времени и в вечности. Употреби твое
предстояние пред Ним на устроение твоего
благополучия; не допусти, чтоб это
предстояние по недостоинству своему
послужило для тебя причиною казней
временных и вечных. Намереваясь принести
Богу молитву, отвергни все помышления
и попечения земные. |