Святитель Игнатий (Брянчанинов) о молитве
Для правильности
молитвы надобно, чтоб она приносилась
из сердца, наполненного нищеты духа,
из сердца сокрушенного и смиренного.
Все другие состояния сердца, до обновления
его Духом Святым, признавай — каковы и
точно они — несвойственными кающемуся
грешнику, умоляющему Бога о прощении
грехов своих и об освобождении — как
из темницы и оков — из порабощения
страстям. Моисеевым законом предписано
было израильтянам только в одном,
назначенном от Бога месте приносить
все их жертвы. И законом духовным
назначено для христиан одно духовное
место для принесения всех их жертв,
в особенности же жертвы из жертв —
молитвы. Это место — смирение... Молитва
— причащение жизни. Оставление ее
приносит душе невидимую смерть. Что
воздух для жизни тела, то Дух Святый для
жизни души. Душа посредством молитвы
дышит этим святым, таинственным
воздухом. <…>
Вся елика аще
молящеся просите, веруйте, яко приемлете:
и будет вам (Мк.
11, 24), возвестил Господь. И потому,
отвергнув всякое сомне-
ние
и двоедушие, неотступно пребывай
молитвою при Господе, повелевшем
всегда
молитися и не стужати си (Лк.
18, 1), т. е. не приходить в уныние от
тесноты молитвенной, которая, в
особенности сначала, тягостна,
невыносима для ума, привыкшего блуждать
повсюду. Блаженна душа, которая
молитвою непрестанно стучится в
двери милосердия Божия и жалобами
на соперника
своего
(Лк. 18, 3) — на насилующий ее грех —
непрестанно утомляет Неутомимого:
она возрадуется в свое время о чистоте
своей и о бесстрастии своем. Иногда
немедленно бывает услышано наше
прошение; иногда же, по словам Спасителя,
Бог долготерпит о нас (см.: Лк. 18, 7), т. е.
не скоро исполняет просимое нами: Он
видит, что нужно остановить на время
это исполнение для нашего смирения,
что нужно нам утомиться, увидеть нашу
немощь, которая всегда обнаруживается
очень резко, когда мы бываем предоставлены
самим себе.
Свт.
Игнатий (Брянчанинов).
|