Святитель Игнатий (Брянчанинов) о молитве
Нищим свойственно
просить, а обнищавшему грехопадением
человеку свойственно молиться.
Молитва — обращение падшего и кающегося
человека к Богу. Молитва — плач падшего
и кающегося человека пред Богом. Молитва
— излияние сердечных желаний, прошений,
воздыханий падшего, убитого грехом
человека пред Богом.
Первое обнаружение,
первое движение покаяния — плач сердца.
Это — молитвенный голос сердца,
предваряющий молитву ума. И скоро ум,
увлеченный молитвою сердца, начинает
рождать молитвенные помышления. Бог
есть единый источник всех истинных
благ. Молитва есть мать и глава всех
добродетелей. Когда восстанешь от сна
— первая мысль твоя да будет о Боге;
самый начаток мыслей твоих, еще не
запечатленный никаким суетным
впечатлением, принеси Богу. Когда
отходишь ко сну, когда готовишься
погрузиться в этот образ смерти —
последние твои мысли да будут о вечности
и о царствующем в ней Боге. Ангел открыл
некоторому святому ино-
ку следующий порядок
мыслей в молитве, благоугодный Богу:
начало молитвы должно состоять из
славословия Бога, из благодарения
Богу за бесчисленные благодеяния
Его; потом мы должны принести Богу
искреннее исповедание грехов наших
в сокрушении духа; в заключение можем
предложить, впрочем, с великим смирением,
прошения Господу о наших нуждах душевных
и телесных, предоставляя благоговейно
исполнение и неисполнение этих прошений
Его воле. Начальная причина молитвы
— вера: веровах,
темже возглаголах (Пс.
115, 1) молитвою моею к милосердому
Богу, благоволившему заповедать мне
молитву и давшему обетование внимать
ей.
…Путь к Богу —
молитва. Измерение совершаемого пути
— различные молитвенные состояния,
в которые постепенно входит молящийся
правильно и постоянно. Научись
молиться Богу правильно. Научившись
молиться правильно, молись постоянно
— и удобно наследуешь спасение.
Свт.
Игнатий (Брянчанинов).
|