Из духовных поучений
старца Арсения (Минина)
Младенец, только
начинающий ползать, не имеет ни силы,
ни ума, даже послужить себе ни в чем не
может, но во всех своих нуждах обращается
к родителям и во всем руководится их
расположениями, не возражает и не
прекословит им, а что понимает — поспешает
исполнять. Вот точное изображение
человека, полагающего начало спасению
своей души. Сам собой он ничего не может
сделать, ни рассудить правильно, считает,
что, полагаясь на свой разум, удобно
заблуждается на пути к спасению, а
потому, видя свое бессилие, во всем
просит помощи Божией и вразумления
свыше и подражает младенческой простоте,
покорности, кротости и незлобию…
Аще не
обратитеся и будете яко дети, не внидите
в Царство Небесное (Мф.
18, 3),— сказал Господь.
Без Мене не можете
творити ничесоже,—
сказал Господь (Ин. 15, 5). При каждом благом
начинании мы должны испрашивать
помощи Божией и благословения Его,
так как без помощи Божией мы ничего не
можем сделать, а потому все благое,
совершаемое нами, мы должны относить к
Богу, и Он в день Суда Своего все оное
отнесет к нам, а если мы что-либо сделанное
нами доброе присвоим себе, своим трудам,
усилиям, то вместо награды получим
осуждение, что ясно изображено в
притче о фарисее: он похвалился своими
добродетелями и через это потерял их.
Помнить должно сказанное в Евангелии:
Аще сотворите
вся повеленная вам, глаголите: яко раби
непотребнии есмы (ср.:
Лк. 17, 10).
Когда идешь с просьбой
к высшему лицу, то ты обдумываешь,
как изложить просьбу свою, дабы оная
была благоприятно принята. Приступая
с молитвой к Царю царей Господу, подумай,
кто ты и Кто Тот, Кому Ты готовишься
предстать. Во время молитвы все земное
должно как бы не существовать для тебя,
но если помыслы суетные вторгаются
против воли твоей, за это ты не ответишь;
именем Христовым гони от себя это
бесовское нашествие — и будешь
награжден за борьбу.
Если ты, молясь,
имеешь на кого-то вражду, то тщетна твоя
молитва. <…>
По
кн.: Великие русские старцы… |