Из духовных поучений
старца Илариона,
духовника Саровской
пустыни
Глава и начало всем
добродетелям есть молитва, о которой
сказано апостолом: непрестанно
молитеся, т.
е. «еже призывати имя Божие всегда, аще
убо беседуем, аще сидим, аще ходим,
аще делаем, аще ядим, аще что ино творим;
на всяко бо время и на всяком месте
подобает призывати имя Божие; сице
бо потребляется искушение вражие»,—
пишет Златоуст. «Бий ратники,— глаголет
Лествичник,— именем Иисусовым, и сего
крепчайши оружия не обрящеши ни на
небеси, ни на земли».
Молитва есть печали
и уныния прогнание, кротости и
безгневия прозябение, радости и
благодарения явление и бесчисленных
благ приобретение и умножение.
Смирение есть
основание христианства. Внимай же
крепко и сему: аще прилежно по сему
наставлению начнешь сохраняти себя,
то не потерпит сего завистливый бес и
воздвигнет на тебя либо от начальника
искушения, дабы искусить твое смирение
и крепость, или лживых и нерадиво живущих
вооружит на тебя, и станут тебя
укоряти и ругати,
а может быть, и заушати, презирати,
ненавидети и сим много скорбей тебе
наносити. Но ты в таком случае еще более
прилепися к молчанию и смирению,
держи молитву Иисусову во устех и в
глубине сердца, дабы тебе на них за оное
нимало не пороптать и не оскорбиться,
с благодарением все принимай, помышляя
в себе: како могу аз, окаянный, на брата
моего гневатися всуе? И притом
беспрестанно помни свои грехи, ибо
и ты если не заушал, то укорял, злословил,
пересмехал и поношениями ближнего
уязвлял. Почему ты и должен от всей души
признавать себя более достойным, нежели
сколько терпишь; вспомни слова, которые
Христос Спаситель сказал о благотворении
ближнему и которые равномерно
относиться должны и ко всякому
обидному слову или делу против
ближнего: что
ближнему своему сотвористе, то,—
глаголет,— Мне
сотвористе. <…>
Если тако будеши рассуждати и с любовью
потерпиши искушения, то скоро обрящеши
Христа Спасителя помощь и утешение.
По
кн.: Великие русские старцы… |