Оптинские
старцы о молитве
Касательно умной и
сердечной молитвы, к которой ты так
расположена, скажу, что враг наш душевный
не восстает так ни против какой
добродетели, как против молитвы, в
особенности умной и сердечной, всеми
способами подвизает человека на гнев
и на немирствие против других, которые
по своему неразумию, а вместе и по
наущению вражию мешают нам проходить
внимательную жизнь. Блж. Илия Екдик
пишет: «Егда помолишься, якоже подобает,
ожидай онех, яко не подобает»,— то есть
гневного возмущения.
Описываешь в своем
письме, как помысл понуждал тебя
молиться, чтобы Господь ввел ум твой
в сердце. Но ни у кого из свв. отцов не
видим, чтобы кто-либо из них молился
подобной молитвой. Полезнее молиться
со смирением так: «Господи, якоже веси,
помилуй мя! Имиже веси судьбами устрой
о мне полезное!». Нам заповедано
Господом молиться: «Отче наш! Да будет
воля Твоя». Но нигде не сказано, чтобы
можно было молиться: да будет воля моя!
А у тебя во всем, даже
в молитве, проглядывает, что хочешь
непременно, чтобы было по-твоему, или
по внушению вражию.
Прп. Амвросий
Оптинский
Вы, вкусивши по
милосердию Божию сладость и утешение
от молитвы, теперь, не обретая сего в
себе, смущаетесь, унываете, считая себя
виновницей сей потери, и ваше нерадение
— истинная правда. Но я нахожу здесь
и Промысл Божий, отъявший от вас сие
утешение: не победивши страстей и не
очистивши сердца своего, можно ли
сохранить это богатство без вреда! И не
дастся вам оно к пользе вашей, чтобы не
впали в прелесть.
Прп. Лев Оптинский
Во
время молитвы неполезно стремиться к
высоким чувствованиям. Надо только
в смысл вникать произносимых слов,
внимательно молиться, и тогда со
временем Господь даст и озарение
духовное, и умиление сердечное.
Прп.
Никон Оптинский |