Оптинские
старцы о молитве
Молитва бывает…
во-первых, устная, во-вторых — внутренняя,
сердечная, в-третьих — духовная.
Внутреннюю, сердечную молитву имеют
весьма немногие, а имеющие духовную
молитву встречаются еще реже. Духовная
молитва несравненно выше внутренней,
сердечной. Имеющие ее начинают познавать
тайны природы, они смотрят на все с
внутренней стороны, на смысл вещей,
а не на внешнюю их сторону. Они
постоянно бывают охвачены высоким
духовным восторгом, умилением, от
которых глаза часто источают
слезы. Их восторг для нас непонятен.
Доступный нам восторг самых великих
художников в сравнении с их духовным
восторгом есть ничто, ибо он душевен.
А прп. Исаак Сирский говорит еще о
четвертом роде молитвы — молитвы,
выходящей за пределы нашего
сознания… Что это за молитва — я не
знаю. Быть может, ее и имел только Исаак
Сирский.
Состояние до получения
внутренней молитвы… хаотическое,
ужасно тяжелое. Игра на скрипке, если
кто умеет играть, очень приятна, но
при учении игра на скрипке — убийственные
звуки. Так и это состояние есть как бы
настраивание инструмента, начальные
гаммы. Инструмент есть, рояль раскрыт,
готов, перед нами ряд белых клавишей,
игрока нет. Кто же этот игрок? Бог. Нам
должно подвизаться, а Господь, по
обещанию Своему: Придем
и обитель у него сотворим (ср.:
Ин. 14, 23), придет к нам, и наш инструмент
заиграет… Про эту музыку часто
говорится в псалмах: Крепость
моя и пение мое Господь (Пс.
117, 14). Пою
и воспою Господеви… (Пс.
26, 6). Пою
Богу моему, дондеже есмь… (Пс.
145, 2). Это пение неизглаголанно. Чтобы
его получить, и идут в монастырь и
получают, но один — через десять,
третий — через пятнадцать, четвертый
— через сорок лет.
Прп.
Варсонофий Оптинский |