Оптинские
старцы о молитве
Еще пишешь, что во
время молитвы некоторые слова особенно
трогают, и ты повторяешь эти слова по
нескольку раз и затем молишься своими
молитвами или словами. Такой способ
молитвы не отрицается, а, напротив,
затворник еп. Феофан поощряет к такой
молитве. Или так только плачешь, ничего
не читая. Все-таки должно плакать
хоть с мыслью, что безмерно прогневал
грехами Господа и боишься страшного
наказания.
Во втором своем
письме ты описала свою слезную молитву.
По замечанию опытных в духовной жизни
людей, если во время такой молитвы
человек ощущает тишину и мир помыслов,
то это состояние есть дар благодати
Божией, и если в это время поклоны
мешают, то можно их оставлять. Но
должно при этом помнить, что это дар
Божий, а не плод твоих трудов и усилий.
Уже потому можешь о сем заключить, что,
когда перешло это состояние, тогда
ты уже никакими усилиями не могла
возвратить его. А потому при подобных
случаях более и более нисходи во
глубину смирения, считая
себя недостойной
такого дара небесного ради бесчисленных
грехов своих, содержа в уме сие: «Всех
превосхожу грехом, кого научу покаянию?
Аще вздохну, яко мытарь непщую (думаю)
отягчити небеса. Но даждь ми оставление
грехов, Боже, и помилуй мя» (Октоих,
2-й глас, стихира во вторник на утрене
на стиховне).
При этом еще помни,
что кому дано много, с того и много
взыщется. А потому взывай ко Господу от
сердца, да не послужит тебе дар сей
во осуждение на Страшном Суде.
Прп. Иосиф Оптинский
…Холодность
твоя в молитве да покрывается и заменяется
смирением, вместо смущения о том, что
нет у тебя теплоты слез в молитве; ты
теперь, не имея слез, невольно сознаешь
свою нищету, а при оных мечтала бы о
богатстве духовных дарований. Я не
приписываю тебе хвалы за холодность...
ежели бы истинно смирилась, то и слезы
могли бы явиться, как в Блаженствах
сказано: после нищеты духовной — плач
(см.: Мф. 5, 3, 4).
Прп.
Макарий Оптинский |