Оптинские
старцы о молитве
Ты ищешь жару в
молитве — по безумию; ежели и подумаешь,
что получила оную, то будь уверена,
что это прелесть. Ты исправь жизнь свою,
будь смиренна, молись смиренно. А
когда ты будешь давать цену своей
молитве, то это уже прелесть. При такой
неисправности молись о том, да даст тебе
Господь исправить жизнь свою и видеть
свои грехи, не осуждать никого.
Видишь, в какую высоту
ты доспела — когда стоишь на молитве
или станешь мысленно молиться, то ничего
не помнишь земного. Ты думаешь, это
истинная молитва? Напротив, истинная
прелесть, приводящая тебя в высокоумие,
и паки на мнимые небеса тебя вознесут.
А я советую смиренно молиться, видеть
свои грехи и отнюдь не думать, что ты
достигла такой непарительной молитвы.
Явно враг уступает и не борет тебя,
чтобы обольстить высокоумием, и слезы
твои неправильные. «Кто не помышляет
себя бытии грешна, того молитва несть
благоприятна пред Богом»,— пишет
св. Исаак (Слово 55).
Прп. Макарий
Оптинский
Описанным тобою
немощам душевным и телесным подвергся
ты потому, что по неопытности употреблял
не тот образ молитвы, возносясь умом к
Престолу Святой Троицы и созерцая
непостижимое Божество, по человеческому
представлению во образах и подобиях,
отчего, по слову св. Григория Синаита
и св. Симеона Нового Богослова, неопытные
впадают в прелесть. Образ молитвы с
видением и возношением ума на небо могут
употреблять только бесстрастные, долгим
временем и долгим подвигом, паче же
смирением и помощью Божией очистившие
себя от примеси страстей, а для
новоначальных и немощных это весьма
опасно и доводит до прелести вражией,
при которой подвергаются неподобным
немощам и увлечениям, как объясняет
это святой апостол: понеже
не восхотеша имети Бога в разуме, сего
раде предаде их Бог в неискусен ум —
творити неподобныя… (ср.:
Рим. 1, 28).
Прп.
Амвросий Оптинский |