Из
Слова святителя Московского Филарета
в Неделю 18-ю по Пятидесятнице: Любите
враги ваша
Мудрость мира находит
здесь затруднение, представляя такую
любовь неестественною; ибо она должна
основываться на представлении видимых
или воображаемых совершенств своего
предмета: но как можно любить тех, в
которых мы ничего не видим, кроме
коварства и злобы? Конечно, мы не можем
любить зла, да и кто сего требует?
Чувствуйте все омерзение к порокам,
какое они заслуживают,— сего не
запрещают, но еще требуют: только не
смешивайте их с самими людьми, в которых
замечаете их: отделив оные, вы еще
найдете в них то, что достойно любви
вашей. Сколько бы ни казалось
неестественным любить врага,— разве
менее противно природе ненавидеть
человека?
Человек! Какое имя,
какое обаятельное слово для обезоружения
самого разъяренного мщения! Природа
разве не связала тебя с ним тысячею
нужд житейских? Разве она не говорит
за него в твоем сердце? Сам Бог любит
его, печется о нем, хранит его,— и ты не
страшишься, ненавидя слабого, вооружить
против себя Всесильного? Или ты
думаешь, что Всевидящий не вступится
за Свое стяжание? Хотеть наказать врага
есть наглым образом входить в права
Вседержителя,— это есть род возмущения
против воли Его и власти священной.
Присвоив Себе человека безмерными
благодеяниями, Он хочет тою же рукою,
которою дает ему блаженство, совершать
ею же и наказание: Мне
отмщение, Аз воздам, глаголет Господь
(Рим. 12,
19). <…>
Какое
жалкое состояние — платить ненавистью
за ненависть, обидою за обиду! Чтo если
враг сильнее тебя?.. К чему тогда послужит
твоя любомстительность? Разве к
ускорению твоей погибели? И при равных
силах чего ожидать, если не взаимного
падения и бедствия? Наконец, хотя бы
он был и не в состоянии противостоять
тебе,— разве менее страшны тайные
ковы, нежели открытое нападение? <…>
Ах, сколько терзаний для сердца
ненавидящего,— оно есть ад на земле,
пламя гееннское!
http://www.n-jerusalem.ru/ |