Из
Слова в Неделю 13-ю по Пятидесятнице:
на
притчу о злых виноградарях
Притча рассказывает,
как хозяин виноградника, хозяин душ
наших — Бог — посылает слуг Своих
за плодами души. Он посылает Ангелов
Своих, Ангелов-хранителей наших,
голос которых постоянно звучит в
душе нашей. Они возбуждают голос совести
нашей, и мы часто слышим в ответ на свои
поступки и мысли: «Не так живешь,
исправься...». Этот глас Ангела Божия —
слуги промыслительного попечения о нас
Самого Бога — звучит в наиболее
благоприятные моменты жизни человека,
когда душа легче всего откликается
на Божественное промыслительное
напоминание. Но мы сначала просто
отмахиваемся от этих неприятных нам
напоминаний. <…> А голос совести
постепенно слабеет. Это первый этап
истребления Бога в душе. И с него
начинается болезнь души. Учащающееся
отмахивание души от зова Божиего
переходит в ожесточение души. Упреки
совести начинают раздражать нас. И в
этом состоянии человек, раздражаясь
на все святое, на все Божие, переходит
в нападение на Него.
Последний раз
открывает Господь душе Свои объятия,
открывает, что ради нее, ради
человеческой души, дал Господь земле
все лучшее, даже единственного Сына
Своего не пожалел, и что любовь Бога
Сына к падшему человеку способна покрыть
все преступления человека. А на этот
последний призыв Божией любви к человеку
душа, утопающая в грехе, совершает
последний акт своего падения: она убивает
в себе Бога.
Последним натиском
разнузданного ума и грязного сердца
объявляется, что Бога нет... И,
схвативши его [Сына
Божия], убили
и выбросили вон из виноградника (Мк.
12, 8). Теперь зло воцарилось в душе
безраздельно и властно. А со злом
воцаряются тьма, разложение, гибель,
смерть... <…>
Но именно поэтому и
оставил нам Господь притчу сию, чтобы
могли мы избежать смерти, чтобы не
запустел, не погиб виноградник наших
душ. Ведь именно с гибели души человека
начинается гибель целого народа,
начинается гибель мира.
Архим.
Иоанн (Крестьянкин)
Архим.
Иоанн (Крестьянкин) |