Оптинские
старцы о молитве
Когда начинаешь
молиться, приводишь себе на память грехи
и оплакиваешь их. Так и надо молиться.
Затем иногда чувствуешь покой и радость
и думаешь, что это от врага. Но от врага
если и бывает радость, то, по замечанию
свв. отцов, нестройная, не сообщающая
душе мир и тишину. И не удивляйся тому,
что Господь подает тебе в молитве
мир и тишину, ибо не всегда бывает это
по достоинству, а по неведомым судьбам
Божиим. И потому, когда будешь ощущуть
такую радость и покой, считай себя
всячески недостойною сего дара Божия
и всячески укоряй себя пред Господом,
что по нерадению своему не можешь
удержать в себе этот дар и вскоре теряешь
его.
Прп. Иосиф Оптинский
Когда же вы не можете
так, как должно, молиться или приуготовить
себя к оной, то неужели надобно совсем
молитву оставить? Напротив, надобно
себя нудить к молитве, хотя бы и противилось
тому сердце, а Господь, видя таковое
наше понуждение и насилие к молитве,
подаст Свою помощь, по словам свв. Макария
и Петра Дамаскина: «даяй молитву
молящемуся»; кто молится добре простой
молитвой, тому дает Господь дар молитвы
умной. Помните, дар молитвы, а не
собственность твоя, надобно сей дар
заслуживать не одною молитвою, но и
прочими благими делами: смиренномудрием,
простотою, терпением, простодушием,
а без сих добродетелей, хотя мнится кто
якобы стяжал молитву, но прельщается:
не молитва это, но маска молитвы.
Прп. Макарий
Оптинский
Во время усердной
молитвы желаешь, чтобы тебя видели,
как ты молишься. Это бесы влагают помыслы
тщеславия. Хорошо, что ты на них не
останавливаешься. И впредь их должно
презирать
Прп. Иосиф Оптинский
По кн.: Душеполезные
поучения
преподобных
Оптинских
старцев. В 2 т. Т. 1.
Введенская
Оптина пустынь, 2006. |