Из
поучений старца Кирика
Спасительные пути
(т. е. церковное правило и келейное)
должно проходить с великим смирением,
не помышляя о себе, якобы что благое
творишь, но тем ища помощи от Бога к
побеждению страстей, борющихся с нами,
и тем очищать образ Божий, потемненный
страстями, воспалять любовь Божию,
но, не могши ее достигнуть по высоте ее,
нисходить в глубочайшее смирение, а
Господь награждает нас духовными
дарованиями. Но искать или желать награды
духовной за подвиги погрешительно,
это состоит в воле Божией, когда и кого
чем наградить.
Остерегайтесь думать
о том, что благо творите, через это
бывают худые последствия. Все надо
делать со смирением, отчего и рождается
плод духовный: любы, радость,
долготерпение, кротость, воздержание
и проч. Помните, молитва — дар, а не
собственность моя; надобно сей дар
заслуживать не только одною молитвою,
но и прочими добродетелями: смиренномудрием,
простотою, терпением, простодушием,
а без сих добродетелей, хотя и молится
кто, думая, якобы стяжал молитву, но
прельщается: не
молитва это, но маска молитвы!
Не должно отчаиваться,
не имея чистой молитвы, и не оставлять
оной. Приуготовляться же должно с верою
и представляя себе величие Божие, а
свое ничтожество, требующее помощи
Божией. И более всего, когда хотите
приносить молитву, должно изгнать
из сердца своего злопомнение на ближних.
Через воспоминание
об исходе из сей жизни стяжем слезы,
в них же несть падения, то есть высокоумия.
Нередко к Божественному сему рыданию
примешиваются богопротивные слезы,
проистекающие от тщеславия. Истинное
сокрушение состоит в том, когда душа
стенает без всякой гордости, не приискивая
себе никакого утешения. Когда кто
плачет и при этом смеется или гневается,
то слезы таковые неправильные: под
носом таковых ясно бесы пляшут. Часто
случается, что слезы легкомысленные
надмевают людей…
По
кн.: Великие русские старцы…
|