О
молитве Господней: И остави нам долги
наша…
Прежде всего нам
надобно увидеть свои грехи. Сначала это
покажется кому-нибудь легким. Но не
думаю. И вот простых два доказательства.
Как много мы видим людей, которые
оправдывают себя. Разве один из ста
сознается в вине своей. А может быть,
и меньше? А вот другой, обратный
пример: чем он выше, тем он больше грехов
видит в себе! Значит, для видения
своих грехов необходимо еще стать на
некоторую высоту. Почему же это? Потому,
что еще нет ясного света в душе. Обычно
употребляют такое сравнение: если
через окно не проходит луч света, то в
комнате не видно пыли. Но стоит лишь
блеснуть лучу, как мы увидим миллион
пылинок в нем. Так и в душе: когда она
еще не просвещена, нам не видно всей
нашей греховности, мы даже кажемся себе
«не хуже других», или «как все», или даже
почти «святыми». Но когда она освещена
благодатью Божией, тогда человек
видит в себе бесчисленное множество
прегрешений, так что можно даже впасть
в уныние и малодушие! <…>
Теперь мы спросим:
что же нам делать, чтобы увидеть свои
грехи? Это освещается благодатью
Христовой! А самому человеку, без
благодати Божией, нельзя увидеть
себя. Это дар Божий! Поэтому Ефрем Сирин
научил нас в Великом посту молиться:
«Ей, Господи! Даруй мне зрети моя
прегрешения!». Даруй!
—
следовательно, это дар Божий. И вслед
за этим читается вторая половина
прошения: «…и не осуждати брата моего».
Да! Если думаешь о собственных грехах
и думаешь с сокрушением, то тебе уже
не до грехов брата твоего; наоборот,
осуждением его ты увеличиваешь
собственную греховность…
И Господь Своими
Крестными Страданиями искупил нас,
грешных, пред Отцом Небесным. Но этого
мало: вследствие этой Жертвы Сына Своего
Господь послал Духа Своего Святого,
отнятого от человека после грехопадения
в раю… Без Христа же и без Духа Святого
человек не может спастись! Не может даже
пожелать добра! Не может даже увидеть
грехов Своих…
Митр. Вениамин (Федченков). |