Молитва
Господня: И остави нам долги наша…
…Иные задают себе
вопрос: почему Бог не создал человека
неспособным грешить? На это обыкновенно
отвечают: человек как высшее, богоподобное
существо должен быть непременно
свободным, т. е. способным делать и
добро, и зло. Так и Ангелы: одни пали, а
другие остались верны Богу…
Если же человек был
бы создан не свободным, как животные,
то он все равно творил бы зло (как волки,
змеи и проч.), но и не сознавал бы еще
этого: был бы двойной грех. А теперь, при
свободе, мы хоть и грешим, но сознаем
свои грехи, а иногда боремся против
них, даже и побеждаем их с Божией
помощью, к этому мы способны и свободны.
В нас вложено хотя бы желание не грешить
(см.: Рим. 7, 15–20) — и это остаток свободы.
И Богу угодны лишь те, которые добровольно
творят добро, а не бессознательно,
как животные.
Да и то еще нужно
сказать: то добро угодно Богу, которое
сделано во имя Господа Иисуса Христа,
как говорит прп. Серафим Саровский.
Или во славу Божию, так
часто говорил Сам Иисус Христос, что Он
все творит во славу Отца (см.: Ин. 17, 1, 4 и
др.)…
А иной раз даже
думаешь: и животные бывают иногда лучше
людей, добрее, ласковее, послушнее,
смиреннее. Это все мы знаем. А все человек
был создан свободным. И даже безгрешным.
А потом он злоупотребил свободою своей.
Пал — непослушанием. И даже не
покаялся, а начал оправдываться,
ссылаясь на Еву, которую
Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я
ел. Ева
сказала: змей
обольстил меня, и я ела (Быт.
3, 12–13). И на это они имели свободу: каяться
или оправдываться. Они избрали второе.
Но
так было нужно допустить человека, чтобы
он не думал высоко о себе. За это
Господь изгнал прародителей, лишил их
благодати Духа Святого и предоставил
им жить своей волей, своей свободой,
но уже без той Божией силы, которую
Он им давал и которая теперь уже стала
им тяжка. И им казалось легче жить без
Бога, но по своей «свободной» воле.
Митр. Вениамин (Федченков) |