Хлеб наш насущный
даждь нам днесь...
…Но потом на месте
одних богачей появляются другие, новые.
И им тоже бывает трудно войти в Царство
Божие. И снова является необходимость
Господу посылать на помощь людям голод,
пожары, наводнения, войны. Временно
это отрезвляет нас. А потом мы опять
стремимся к богатству: опять нам
недостаточно хлеба насущного.
Пусть даже мы делаемся
материалистами, а остаемся верующими,
но одновременно хотим быть и богатыми.
И тогда получается самообман: мы
воображаем себя защитниками веры
христианской, а на деле делаемся
язычниками, распявшими Христа,
противниками слова о Кресте. <…>
Так, современные так
называемые христианские народы,
Католическая Церковь со множеством
ее богатств, США, стоящие во главе
противников нового течения — не
оказываются ли они хуже китайцев, индусов
и неверующих людей разных стран?..
…Обратимся, однако
же, к себе самим, и прежде всего к
«вождям», к духовенству: «Что нам
смотреть на чужие сучки в глазах их, а
своих бревен не видеть?» (ср.: Мф. 7, 3)!
Пусть они даже не бревна, а тоже сучки.
Что нам пользы от чужих недостатков?
Не обращаясь к самому себе, невольно
думаешь, как древние евреи про Христовы
притчи: «Говоря так, и нас обижаешь!»
(см.: Мф. 21, 23, 27). Не относятся ли и к
нам эти слова об окрашенных
гробах? (Мф.
23, 27)? Боюсь сказать уверенно, но приходится
задуматься над этим.
Что же нам нужно
делать тогда? Иной, может быть, скажет:
«Трудно это учение о хлебе
насущном».
Нет сомнения — трудно! Но и легко! Это
сказал Сам Господь (см.: Мф. 11, 30). Если бы
это было невозможно, то Господь не
дал бы нам такой молитвы: Хлеб
наш насущный даждь нам днесь. Если
же дал — значит, возможно! Это облегчает
жизнь вообще, и даже материальную.
Конечно,
вопрос — в степени. Но важно, чтобы
услышали мы в этом прошении призыв к
насущному, необходимому, а не к обилию.
А уж мера — дело совести каждого.
Митр. Вениамин (Федченков). |