О
молитве Господней:
Хлеб наш насущный
даждь нам днесь…
…Но молитва Господня
дана была не для исключительных
подвижников, а для всех христиан.
Здесь и хлеб насущный необходим, и вообще
так называемая частная собственность
дозволяется. Чем
ты владел,—
говорит апостол Петр Анании,— не
твое ли было, и приобретенное продажею
не в твоей ли власти находилось?
(Деян. 5,
4). Христианство разрешало и разрешает
это. Только бы не было стремления к
изобилию, а довольствовались бы мы
необходимым. Хлеб
наш насущный даждь нам днесь. <…>
Как ни мало думать
лишь о хлебе
насущном, да
и только днесь,
на нынешний
день, но зачем еще и об этом нужно молиться
Богу: даждь
нам?
Приведу такое
впечатление о молитве из своей ранней
жизни. Когда, бывало, читал я молитву
Господню, то мне непонятно было, зачем
нужно просить Бога о таком предмете,
как насущный хлеб. Ведь этот хлеб был в
обилии даже у любого нищего! В молодости
я видел такого в нашей округе, у него
всегда довольно полны два мешка: один
— для муки, другой —
для «кусков», т. е.
ломтей, хлеба. И мне казалось, что
чего-чего, а хлеба-то уж всегда всем
хватит. Зачем же просить его у Бога?
Прошло после этого много лет. Я жил
тогда в Москве, будучи членом Церковного
Собора. Началась революция. И нам не
хватало простого хлеба — давали лишь
по 1/8 фунта хлеба в день, да и тот был с
кострикой. Однажды я шел по улице и
увидел голодную собаку, она беспомощно
пошаталась-пошаталась и околела.
Вот тогда я понял:
да, и о хлебе насущном нужно молить
и просить Бога! Иначе можно от голода
погибнуть!
<…>
Все это сотворено Вседержителем
Богом: Им и сейчас держится, хотя
неверующие этого не признавали, а
объясняли «природой». Но разве бездушная
природа разумна? Конечно, нет. И тот, кто
ссылается на природу, в сущности, лишь
прикрывает свое незнание. Все держится
Богом Творцом! Его обо всем и надо
просить — даже и о куске насущного
хлеба хотя бы на один день.
Митр. Вениамин (Федченков) |