Хлеб наш насущный
даждь нам днесь...
Хлеб наш… нам. Не
сказано: «мой», а: «наш». Обращаем ли мы
внимание на это слово? Не просто насущный
— для меня,
для моей семьи, а наш, нам, для нас. Для
всех. Почему же вставлено это слово?
Мы уже объясняли в
обращении Отче
наш, что
Господь повелевает молиться Богу не
от одного лишь себя, а от имени всех и о
всех. Отец один, а мы все — братья. Так
и о хлебе насущном молиться следует
не для себя лишь, а для всех нас.
В этом сказывается
братская любовь наша. Ведь немыслимо
было бы, чтобы в одной семье один был
сыт, а другой голоден. Так, собственно,
и во всей человеческой семье следовало
бы жить общим интересом, общей жизнью.
А у нас забота лишь о себе, о своей семье.
В лучшем случае — о своем государстве.
Но не мое, не наше государство представляется
для нас чужим, нисколько нас не
интересующим. Там где-то голод, умирают
тысячами — «это не у нас». Мор, чума,
болезни — «не у нас». Война — «не у нас».
Как далека молитва Господня от нашей
жизни! Даже не думаем об этом.
А ведь было иное
время, христиане жили общей жизнью,
как пишет об этом книга Деяний
апостольских. Все
же верующие были вместе и имели всё
общее. И продавали имения и всякую
собственность, и разделяли всем, смотря
по нужде каждого (Деян.
2, 44–45). У
множества же уверовавших было одно
сердце и одна душа; и никто ничего из
имения... не называл своим, но все у
них было общее… Не было между ними
никого нуждающегося (Деян.
4, 32, 34).
Но и в христианстве
этот порядок долго не удержался.
Скоро вскрылся обман: некие Анания и
Сапфира сговорились отдать не всю цену
за проданное имение, а лишь часть ее. И
за эту ложь были наказаны смертью
апостолом Петром (см.: Деян., 5, 1–11). Да и
то такое общение имуществ было лишь
между верующими христианами. Из
посторонних же никто не смел пристать
к ним. Видя
же такую любовь между ними, народ,
даже не
уверовавший, прославлял
их (ср.:
Деян. 5, 13). <…>
Не так теперь, но так
было. <…>
Митр. Вениамин (Федченков). |