О
молитве Господней:
Хлеб наш насущный
даждь нам днесь…
В четвертом… прошении
излагается прошение прямо о земном
— не только в смысле действия, но и
предмета прошения: о хлебе земном.
Правда, есть толкование о том, что
под хлебом можно разуметь духовное
питание, т. е. Святое Причащение Тела
и Крови Христовых. Так и Сам Господь
сказал о Себе…
И, конечно, не может
быть никакого сомнения в истине слов
Самого Господа, что Он есть Хлеб жизни.
И поэтому нам необходимо с
верою и страхом Божиим причащаться
во оставление
грехов и в жизнь вечную.
Таким необычайным,
постоянным причастником бывал
угодник Божий о. Иоанн Кронштадтский,
который звал к тому же и богомольцев
и ныне зовет читателей своих творений.
И этим со всею верою подтверждал истину
слов Христа Господа, что Он воистину
есть Хлеб жизни.
И, следовательно,
под хлебом в четвертом прошении
молитвы Господней, несомненно, можно
понимать Самого Господа в Таинстве Тела
и Крови Его.
Но прямой смысл в
этом прошении касается собственно
хлеба земного. И вот почему. Как и мы
все понимали доселе, Сам Господь под
словами хлеб
насущный на
этот раз разумел обычный хлеб, питание.
И назывался насущным потому, что он
нужен нам, чтобы существовать только.
Обратим на это
внимание. Люди почти всегда стремятся
к увеличению своего имущества, и
прежде всего питания. В притче о богаче
и Лазаре на это указывает Сам Господь:
богатый
каждый день задавал
пиры (ср.: Лк. 16, 19), дети Иова каждый день
собирались по очереди у одного из
семи братьев на совместный пир, хотя
сам Иов в них не участвовал (см.: Иов 1,
4–5), Апостолы, и те спрашивали при
жизни Господа: Вот,
мы оставили все и пошли
за Тобой,
что же нам за это будет? (ср.:
Мф. 19, 27). Братья Зеведеевы с матерью
своей Саломией просили у Христа первых
двух мест в Царстве. Они еще разумели
поземному, недаром за это упрекнул
их Христос Господь: не
знаете, чего просите (см.:
Мф. 20, 22).
Митр. Вениамин (Федченков). |