О
молитве Господней:
Да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли…
Теперь естественно
ставится вопрос: а как узнать, в чем воля
Божия? Разные ответы даются духовными
отцами. Иные говорят: «Спроси у старца
святого». А если таких не видно? Спроси
и не у святого, а только «не оставайся
один»,— говорит еп. Феофан Затворник
(см.: «Что нужно покаявшемуся и вступившему
на путь спасения?»). Иные скажут: «Молись,
и Господь откроет тебе волю Свою». И это
хорошо. Я же думаю: и не нужно пытать
волю Божию! А только жить, как живется,
говоря попросту, ведь Господь постоянно
печется о нас и руководит нами. Живи же,
как складывается самая жизнь, самая
обстановка ее. Она складывается Божиим
Промыслом! Тогда и спрашивать не придется.
И пытать нечего будет.
Конечно, если есть
у кого вопросить, спроси его. Тут уж
одно хорошо, что ты не на себя надеешься,
а спрашиваешь другого. Самое послушание
— во благо тебе. И за одно это смиренное
вопрошание Бог сотворит волю Свою с
тобой…
Еще воля Божия может
быть познана через нравственные
последствия: покаяние и скорби. Если
же задуманное надмевает нас, возвышает,
самообольщает, то никак не принимать!
Иногда враг, говорит св. Макарий
Египетский, подделывается к нам под
доброе: к твердому — под его твердость,
ревность; к доброму, сердечному — под
его доброту, делая его мягким, слабым;
подделывается даже под молитву, под
смирение. Примеров много. Поэтому лучше
вопрошать опытнейших. Но если таковых
нет вблизи, то посоветуйся с одним, а то
и с двумя друзьями по Боге. Самое
простое — спроси у приходского
духовного отца; он, может быть, и не очень
уж свят, но ради твоей веры Господь
откроет через него волю Свою.
Но вот некоторые
употребляют особый род гадания:
открывают Евангелие и попавшийся на
глаза стих считают откровением от Бога.
Иногда Господь и таким путем открывает
волю Свою, но это рискованный способ,
не следует им пользоваться. <…>
Митр. Вениамин (Федченков). |