Святитель Тихон
Задонский о молитве
Молиться должно не
только самому за себя, но и
1) друг за друга. Ибо
все верные, по всему миру рассеянные,
это одно духовное тело, одну преблагословенную
Главу имеющее — Христа и одним Духом
Бо-жиим просвещаемое и наставляемое(см.: Рим. 12, 5; 1 Кор. 10, 17; 12, 12–13, 20, 27). Итак,
как духовные члены, одно духовное тело
составляющие, должны друг другу помогать
молитвой. Как в вещественном теле члены
друг о друге пекутся, так и мы, друг за
друга молясь, как бы единый голос к
Небесному Отцу должны испускать с верой
и любовью: Отче
наш, Иже еси на небесех! —
и прочее.
2) Подданным молиться
за царей и
за всех начальствующих, дабы проводить
нам жизнь тихую и безмятежную во всяком
благочестии и чистоте, как
учит апостол (1 Тим. 2, 2).
3) За пастырей, людям
в паству им порученным, и пастырям
за людей своих.
4) Должно, по слову
Христову, молиться
и за обижающих нас и гонящих нас (ср.:
Мф. 5, 44).
Молитве препятствие
чинит следующее:
1) Грех совершаемый,
когда кто от греха отстать не хочет;
например, прелюбодеяние и всякая
нечистота, хищение, мздоимство, пьянство
и прочее. Когда
прострете руки ваши ко Мне, отвращу
очи Мои от вас; и если умножите моление,
не услышу вас, ибо руки ваши исполнены
крови,—
говорит Бог через пророка Исаию (ср.:
Ис. 1, 15). И еще: Грехи
ваши произвели разделение между вами
и между Богом, и из-за грехов ваших Он
отвратил Лицо Свое от вас, чтобы не
помиловать,
и проч. (ср.: Ис. 59, 2). Апостол говорит:Да отступит
от неправды всякий, исповедующий имя
Господа (2
Тим. 2, 19). Поэтому желающий молиться
должен оставить грех и примириться с
Богом, и так с надеждой приступать к
Богу.
2)
Гнев и злоба, против ближнего в сердце
питаемая. И
когда стоите на молитве, прощайте, если
что имеете на кого, дабы и Отец ваш
Небесный простил вам согрешения
ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш
Небесный не простит вам согрешений
ваших,—
говорит Христос
(Мк. 11, 25–26). |