Святитель Тихон
Задонский о молитве
Поскольку
нет пользы от той молитвы, в который
язык молится, а ум празден... поэтому
должны с помощью Божией о том
стараться, чтобы и ум то помышлял и
делал, что язык говорит, и слова в
молитве были бы не что иное, как толкование
и свидетельство совета и желания
сердечного; чтобы от
избытка сердца говорили уста (Мф.
12, 34), а не только от памяти; и что
сердце зачнет и породит, то бы на
устах являлось, подобно воде, в
котле кипящей, которая наверху издает
пузыри, когда на дне котла становится
горячей и кипит.
К этому способствует:
1)
Стараться о том, что Псаломник говорит:
Всегда
я видел Господа пред собою (ср.:
Пс. 15, 8), дабы хотя и всегда, но особенно
в молитве Бога перед собою видеть, верой
перед Ним с раболепным смирением
стоять, Ему нужды свои излагать, и с
сердечным преклонением голову и колени
преклонять, и так ожидать милости от
Него, как делаем, когда предстоим земному
монарху и от него милости просим. Такое
устроение не попустит уму нашему
рассеиваться в молитве. Поэтому,
когда хотим молиться, прежде начала
молитвы должны мы помышлять и в уме
положить то, что перед Богом хотим стать
и о своей нужде Его просить.
2) Истинная молитва
от размышления бывает, поэтому
молитву с размышлением и начинать,
и творить должно.
3)
Поскольку истиною
и духом (ср.:
Ин. 4, 23) молиться должно, и того сами от
себя сотворить не можем мы по немощи
нашей, поэтому должны и о том молиться
Богу, чтобы научил нас молиться и
призывать имя Его духом и истиною.
Мы
не знаем, о чем молиться, как должно,—
говорит апостол (Рим. 8, 26). Должны и мы
просить Христа: Господи!
Научи нас молиться (Лк.
11, 1). |