Святитель Тихон
Задонский о молитве
Поскольку
Бог на всяком месте есть, Бог
наш на небе и на земле,—
говорит Псаломник (Пс. 113, 11), то на всяком
месте и молитву слушает. Поэтому на
всяком месте молиться возможно. К царям
и князьям надо далеко идти, трудиться
ради нужды, а к Богу не так. Где находишься,
там и Бог с тобой; там и молись Ему; там
и слышит тебя. Так св. апостол хочет,чтобы
на всяком месте произносили молитвы
мужи (1
Тим. 2, 8). И Христос говорит: Наступает
время, когда и не на горе сей, и не в
Иерусалиме будете поклоняться Отцу,
но на всяком месте (Ин. 4, 21).
Всякое
время для молитвы удобно: день и ночь,
утро и вечер, полдень и полночь. К
человеку с прошением не всегда можно
приступать... а к Богу не так. Но всегда,
и всякое время свободно; всегда двери
открыты нам, когда хотим приступать к
Нему, пока в этом веке живем; всегда
готов слушать прошение наше (Мф. 7, 7–8;
Ис. 65, 24); всегда готов, ибо Благ, благодать
подать просящим (Лк.
11, 13). Поскольку Бог — Сердцеведец,
то и сердечное наше желание, воздыхание
слышит и знает, хотя бы уста и молчали.Желание
убогих Ты услышал, Господи, преданности
сердца их вняло ухо Твое (Пс.
9, 38). Ибо Бог не требует от нас слов.
Человек человеку не может прошения
своего иначе объявить, как только
устами и посредством слов, а Бог без
слова и само помышление наше знает; и
равно перед Ним как слово, так и помышление
наше. Но еще и то, что будем помышлять,
знает. Ты
узнал помышления мои издалека,—
говорит Псаломник (Пс. 138, 2). Итак, молитва
самим умом и без слов может совершаться.
Так молилась св. Анна, мать Самуила,
как о ней Писание говорит: И
она говорила в сердце своем, только уста
ее двигались,
а голоса ее не было
слышно (1
Цар. 1, 13). |