Дух
молитвы новоначального
24. Во
время молитвы не ищи восторгов, не
приводи в движение твоих нервов, не
горячи крови. Напротив — содержи сердце
в глубоком спокойствии, в которое
оно приводится чувством покаяния:
вещественный огнь, огнь естества падшего,
отвергается Богом. Сердце твое
нуждается в очищении плачем покаяния
и молитвою покаяния; когда же оно
очистится, тогда Сам Бог ниспослет в
него Свой всесвятой духовный огонь.
25. Внимание при
молитве приводит нервы и кровь в
спокойствие, способствует сердцу
погружаться в покаяние и пребывать
в нем. Не нарушает тишины сердечной
и Божественный огонь, если он низойдет
в сердечную горницу, когда в ней будут
собраны ученики Христовы,— помыслы
и чувствования, заимствованные из
Евангелия. Этот огнь не опаляет, не
горячит сердца, напротив того, орошает,
прохлаждает его, примиряет человека
со всеми людьми и со всеми обстоятельствами,
влечет сердце в неизреченную любовь
к Богу и к ближним.
26. Рассеянность
окрадывает молитву. Помолившийся с
рассеян-
ностию
ощущает в себе безотчетливую пустоту
и сухость. Постоянно молящийся с
рассеянностию лишается всех плодов
духовных, обыкновенно рождающихся
от внимательной молитвы, усваивает
себе состояние сухости и пустоты. Из
этого состояния рождается хладность
к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление
веры и от них мертвость в отношении к
вечной, духовной жизни. Все же это, вместе
взятое, служит явным признаком, что
такая молитва не принимается Богом.
27. Мечтательность
в молитве еще вреднее рассеянности.
Рассеянность делает молитву бесплодною,
а мечтательность служит причиною плодов
ложных: самообольщения и так называемой
святыми отцами бесовской прелести.
Изображения предметов видимого мира и
сочиняемые мечтательностию изображения
мира невидимого, напечатлеваясь и
замедляя в уме, соделывают его как бы
вещественным, переводят из божественной
страны духа и истины в страну вещества
и лжи…
Свт.
Игнатий (Брянчанинов).
|