Дух
молитвы новоначального
17. Младенец выражает
плачем все свои желания — и твоя
молитва пусть всегда сопровождается
плачем. Не только при словах молитвы,
но и при молитвенном молчании пусть
выражается плачем твое желание
покаяния и примирения с Богом, твоя
крайняя нужда в милости Божией.
18. Достоинство
молитвы состоит единственно в
качестве, а не в количестве. Тогда
похвально количество, когда оно приводит
к качеству. Качество всегда приводит
к количеству; количество приводит к
качеству, когда молящийся молится
тщательно.
19. Качество истинной
молитвы состоит в том, когда ум во
время молитвы находится во внимании,
а сердце сочувствует уму.
20. Заключай ум в
произносимых словах молитвы — и
сохранишь его во внимании. Имей глаза
на устах или закрытыми — этим будешь
способствовать соединению ума с сердцем.
Произноси слова с крайнею неспешностию
— и будешь удобнее заключать ум в
слова молитвы: ни одно слово твоей
молитвы не будет произнесено, не
будучи одушевлено вниманием.
21. Ум, заключаясь
в слова молитвы, привлекает сердце
в сочувствие себе. Это сочувствие
сердца уму выражается умилением, которое
есть благочестивое чувство, соединяющее
в себе печаль с тихим, кротким
утешением.
22. Необходимые
принадлежности молитвы — «пождание».
Когда чувствуешь сухость, ожесточение,
не оставляй молитвы: за пождание твое
и подвиг против сердечного нечувствия
низойдет к тебе милость Божия,
состоящая в умилении. Умиление — дар
Божий, ниспосылаемый пребывающим и
претерпевающим в молитвах (см.: Рим. 12,
12; Кол. 4, 2), постоянно возрастающий в
них, руководствующий их к духовному
совершенству.
23. Ум, предстоя
внимательною молитвою пред невидимым
Богом, должен быть и сам невидим, как
образ невидимого Божества... Иначе:
ум должен быть вполне чужд мечтания,
сколько бы ни казалось это мечтание
непорочным и святым.
Свт.
Игнатий (Брянчанинов).
Сочинения. Т.
2. СПб., 1905. |