Дух
молитвы новоначального
7.
Спаситель мира называет блаженными
нищих духом, то есть имеющих о себе самое
смиренное понятие, считающих себя
существами падшими, находящимися
здесь, на земле, в изгнании, вне истинного
своего отечества, которое — Небо.
Блажени
нищие духом, молящиеся
при глубоком сознании нищеты своей, яко
тех есть Царствие Небесное (Мф.
5, 3). Блажени
плачущии в
молитвах своих от ощущения нищеты
своей, яко
тии утешатся (Мф.
5, 4) благодатным утешением Святого
Духа, которое состоит в Христовом
мире и в любви о Христе ко всем ближним.
Тогда никто из ближних, и злейший враг,
не исключен из объятий любви молящегося;
тогда молящийся бывает примирен со
всеми тягостнейшими обстоятельствами
земной жизни.
8. Господь, научая
нас молитве, уподобляет молящуюся душу
вдовице, обижаемой соперником,
приседящей неотступно судии
беспристрастному и нелицеприятному
(см.: Лк. 18, 1–8). Не удаляйся расположением
души при молитве от этого подобия.
Молитва твоя да будет, так сказать,
постоянною жа-
лобою
на насилующий тебя грех. Углубись в
себя, раскрой себя внимательною
молитвою — увидишь, что ты точно
вдовствуешь в отношении ко Христу
по причине живущего в тебе греха, тебе
враждебного, производящего в тебе
внутренние борьбу и мучение, соделывающего
тебя чуждым Богу.
9. Весь
день, говорит
о себе Давид, весь день земной жизни
сетуя
хождах (Пс.
37, 7), препроводил в блаженной печали о
грехах и недостатках своих: яко
лядвия моя наполнишася поруганий, и
несть изцеления в плоти моей (Пс.
37, 8). Лядвиями названо шествие по пути
земной жизни, плотию — нравственное
состояние человека. Все шаги всех
человеков на этом пути преисполнены
преткновений; их нравственное
состояние не может быть уврачевано
никакими собственными средствами и
усилиями. Для исцеления нашего
необходима благодать Божия, исцеляющая
только тех, которые признают себя
больными. Истинное признание себя
больным доказывается тщательным и
постоянным пребыванием в покаянии.
Свт.
Игнатий (Брянчанинов).
Сочинения. Т.
2. СПб., 1905. |